В пику идеализмам придумали ещё материализм - учение о первичности материи по отношению к духу.
Но противостояние между материализмом и объективным идеализмом носит
скорее политический, чем
глубинно-философский характер.
Ибо некоторые идеалистические концепции, типа пантеизма, отождествляют первичный дух с природой. Другие, такие как деизм, признают только то, что этот дух,
то есть Бог, даровал мирозданию законы и движение, сконструировал и завёл машину природы, после чего устранился от всякого вмешательства в её работу, то есть никаких чудес больше не творил.
Материалисты тоже признают ЗАКОН (законы) которому (которым) "подчиняется" материя. А диалектический материализм, легший в основу марксистского мировоззрения, дал очень широкую трактовку таким законам. Он признал законами не только законы открытые точной наукой, типа всемирного тяготения, но и те, что открыл Гегель.
А затем, когда наука установила, что материя это совсем не то, что мы видим, вернее, то что мы видим совсем не то, что есть на самом деле. Что даже это "на самом деле" находиться под большим вопросом.
Поиск Бога и осмысление Его сущности. Гораздо большее значение, чем выяснение кто кого породил - дух материю, или материя -дух (закон) имеет вопрос о природе этого духа. Обладает ли он свободной волей или действует как бездушный механизм? Возможно ли с ним общение? Осознаёт ли он себя как личность? А, если осознаёт, то как относится к нам? И вообще - что он с нами сделает, сейчас, когда мы живы, и, особенно после того, как мы умрём?
Дарует ли он нам вечную жизнь? А если дарует, то всем или только избранным? Если дарует - будет ли это исключительно загробная жизнь, или он позволит нам снова родиться в этом мире? И вообще - что мы должны делать, что бы понравиться ему, что бы он не наказывал нас? А если он действует, как бездушный механизм, то зачем нам особо напрягаться, что бы "нравиться" ему?
Лучше уж тогда для себя постараться - обустроить свою жизнь наилучшим образом здесь и сейчас, учитывая конечно законы этого механизма.
Такие простые вопросы скрываются под спудом многотомных философских трактатов. Причём, если вы заметили, существование ЕГО не отрицается. Он есть, раз есть мы. Другое дело какова его природа - на что он больше похож - на нас - живых, думающих существ, или на безучастно тикающие часы?
Ещё занимал людей вопрос - один ли ОН, или есть ещё нечто равное ЕМУ, независимое от НЕГО? Если есть, как нам ужиться с ними, кого из них слушаться?
Все религии, по крайней мере, все религии, легшие в основу европейской цивилизации, изначально воспринимали ЕГО, то есть Бога, как очень могущественного человека.
Таким же остаётся Бог и сейчас, в восприятии широких масс, то есть большинства населения, которому нет времени углубляться в тайны мироздания......."