Будучи во Вриндаване и его окрестностях, желание увидеть очень древние постройки и развалины не осуществилось. Анджана дас (это русский преданный, живущий во Вриндаване, его картин много в главном храме ИСККОН в Дели) на мои вопросы ответил, что древнего-древнего во Вридаване и рядом он не видел. Самый древний храм Вриндавана - Маданамоханы построен в 16 веке.
В этом районе раньше были глухие леса с тиграми. И вот пришёл Господь Чайтанья и стал показывать места, где Кришна якобы проводил свои лилы. А потом начались постройки храмов и прочая деятельность, превратившая Вриндаван местами практически в пустыню. Но священные "места" остались. Паломников много, денежки от них поступают исправно. Вриндаван, Мадхура, Говардхан, Варшана, дворец Нанды Махараджа и многое другое - есть на что посмотреть. Но всё новодел.
Аналогия здесь такая. В школе ещё в советское время учился в городе Арзамас-16 (ныне Саров, до революции Саровский монастырь). Нравилось гулять по лесам, ведь Саров находится в Мордовском заповеднике, корабельные сосны и всё такое. С перестройкой началось "возрождение" православия. Неизвестно откуда появились камни, на которых молился Серафим Саровский, стали известны места его жизни, отстроены домик Серафима, облагорожены места его молитв и многое другое. И мощи совершенно случайно были найдены. Надо же как вовремя! Дивеево превращено в туристический центр и успешно зарабатывает. Есть общее с Индией?
В своё время предлагал преданным провести эксперимент - слепое тестирование: Завязать глаза и поочерёдно ставить перед испытуемым "священные" и "несвященные" предметы для различения. Например Божество или Туласи и кусок мясца. Будет ли почувствована разница при якобы столь сильных различиях в образцах? Никто почему-то не согласился, но есть подозрение, что даже "махараджи" ИСККОН не заметят разницы. Может потому что разницы нет?
Не является ли чувство "благоговения" при посещении святых мест просто обманом, который осуществляется очень искусно нашим разумом и органами чувств? Как бывало старшие преданные, поедая прасад, задавали вопрос поварам, нет ли в прасаде чего недозволенного? Или явное изменение отношения к предметам, когда начинаешь рассказывать, откуда они. Пыль игнорируется, но если оказывается, что это пыль Вриндавана, то всё волшебно меняется!
Раньше просто любил природу, потом заменил эти чувственные удовольствия на любовь к святым местам, а когда почувствовал, что идёт обычное замещение, оставил и это. И паломничества пока больше меня не интересуют. Всё стало местом паломничества. Как говорится в рекламе: Если нет разницы, зачем платить больше?
Не говорю, что Радхакунда это не то, чем считается. Но как различить истину от обмана и манипуляций? Есть чёткие критерии? Писания бывает противоречат друг другу. Например, кришнаиты знают, что после убийства Нирасимхой Хираньякашипу Прахлад стал царём демонов и считал себя Вишну? Гуру ИСККОН не авторитетны. В чём они авторитетны, так это своими грязными делишками и покрыванием прегрешений друг друга. Как Прабхавишну Махараджа застали за просмотром порно, а потом GBC дало ему совет оправдываться, будто бы Махарадж включил видео, чтобы посмотреть, а вдруг там о духовности? Когда же его поймали с проституткой, оправданий уже не нашлось. Хотя вдруг Махарадж проверял, есть ли в проститутке что-то духовное?
В Радхакунде омывался, но если отбросить бывшую тогда мою наносную "духовность", ничего не осталось. Не считаю себя бесчувственным, скорее даже слишком много чувств бывает.
Кстати, где-то в Йога Васиштха было, что результат выполнения ритуала в уме ничем не отличается от результата самого исходного ритуала. Выходит, можно принимать омовение в Радхакунде дома в ванной. В правильном умонастроении конечно.