"Желание критиковать преданных живет в нашем сердце благодаря материалистическому опыту, который говорит, что надо быть первым, думаем что Кришны нам не хватит, что кто-то займет наше место возле него в духовном мире.
Это происходит от непонимания природы духовного мира.
Мы рядом с Кришной не будем. Манджари живут счастьем Шримати Радхарани. Пока мы не поймем, что должны быть слугами, слуг, слуг, слуг..., нас не пустят в духовный мир. Джива Госвами говорил, что "духовный мир начинается не за пределами реальности, он начинается в том месте, где мы пребываем в правильном сознании". Находясь здесь мы можем пребывать в духовном мире."
Виды вайшнава-апаратх В "Сканда-пуране" ( "Хари-бхакта-виласа") описывается 6 видов вайшнава-апаратх. Существует 6 причин, по которым человек становится обитателем ада.
1. Убивать вайшнава или причинять ему физические страдания.
2. Оскорблять вайшнава.
3. Питать враждебные чувства по отношению к вайшнавам.
4. Не оказывать должного почтения к преданным.
(Если не будем уважать преданных, то неизбежно будем их оскорблять. Зачастую мы хотим исключить уважение из отношений, которое якобы мешает проявлению любви. Но в таких случаях мы просто хотим покрыть человека своей любовью, чтобы поработить его и эксплуатировать. Уважать других - значит считаться с их интересами, ставить их желания выше своих. Вместо уважения приходит фамильярность, пренебрежение, презрение и все кончается оскорблением. Самые большие раны мы получаем от близких людей).
5. Гневаться на вайшнава.
(Гнев, как известно, возникает от неудовлетворенного вожделения, тонкие виды которого проявляются в желании контролировать, получить славу и почет).
6. Не испытывать ликования при виде вайшнава. (Каждый преданный является парашахрика виграха - проявленной формой Кришны. По отношению к другим преданным можно понять, как мы относимся к Кришне).
Следующие 4 вида вайшнава-апаратх приводятся в Харинама-Чинтамани .
1. Критиковать вайшнава за низкое рождение. (Поскольку мало кто из нас может похвастаться аристократическим происхождением, то у нас это проявляется в критическом отношении к врожденным качествам, к телу, к способностям. Наша беда в том, то о других мы судим по себе, нужно учитывать природу других, не обижаться на них).
2. Критиковать вайшнава за прошлые ошибки. (Ошибаться - естественная природа души. Делать ошибки - естественно. Глупо не делать выводов. Любая неудача - это ступень к будущему успеху. Нужно научиться прощать других. Бхакти Вайбхава Свами говорил: "Чистый преданный - это не тот, кто не ошибается, а тот, кто делая ошибку, делает правильные выводы, поднимается и идет дальше". Не надо зацикливаться на себе, на своем ложном эго, надо двигаться дальше. Нужно понимать, что ошибки неизбежны, став на духовный путь недавно, мы в духовной жизни являемся детьми).
3. Критиковать за случайное падение. (Духовная жизнь - это объявление войны майе. Кришна говорит в "Бхагавад-Гите", что даже если преданный совершает проступок, он все равно садху: "Мой преданный никогда не погибнет". Когда для кого-то наступает тяжелое время, не нужно втаптывать в грязь человека, нужно его поддержать, помочь ему, молиться за него, нужно просто проявить человеческое отношение).
4. Критиковать вайшнава за недостатки, которые уже исправлены. (Человек может поменять тонкое тело, а мы продолжаем его критиковать).
12 распространенных видов вайшнава-апаратх: - джанма-нирупана - судим о бхакте по происхождению;
- шарира-нарупана - судим по телу. (Преданные могут находиться в разных телах, даже в телах демонов);
- бхава-нирупана - судим по состоянию бытия. (Смотрим на возраст, хотя бхакти не зависит от возраста. Старшинство определяется уровнем сознания Кришны);
- ашрама-нирупана - судим по ашраму. (Распространенное заблуждение - быть грихастхой - это майа);
- авайвава-нирупана - судим по физическим дефектам;
- васа-нирупана - судим по тому, где живет вайшнав;
- банху-нирупана - судим по родственным связям;
- прокаша-нирупана - судим по занимаемому положению. (Бхакти не зависит от должности, должность - это возможность служить вайшнавам. Служение, чистота зависят от мотивов).
- прокара-нирупана - судим по служению. (Кришну радуют две вещи: наше отношение к Нему и наша стабильность. Любовь к Богу не зависит от объема служения, Кришна видит наши усилия и мотив).
- доша-нирупана - судим по недостаткам;
- виртана-нирупана - судим по грязной работе;
- аласйа-нирупана - судим по нечистым привычкам.
"Чайтанья бхагавата" нас остерегает от участия в спорах. видя спор, мы принимаем чью-либо сторону. Разногласия нужно принимать как игру Кришны (Рукмини и Сатьябхава, Уграсена и Акрура). Мы смотрим на споярщих глазами симпатии и антипатиии. Но нужно держать в стороне,
быть непредвзятым.
Сила последствий совершенных оскорблений оценивается по двум критериям:
- кого оскорбили, насколько он дорого Кришне;
- сила оскорбления.
Нужно научиться искать нектар В "Махабхарате" говорится:
"Когда, видя недостатки в других, мы критикуем человека, все его недостатки переходят к нам, а все наши хорошие качества по большой дороге уходят к нему". Нужно научиться искать нектар в других, вырабатывать в себе сознание пчелы, а не мухи.
Радханатха Махарадж говорит, что
"если человек перестает искать недостатки в других, то Кришна закроет глаза на все наши недостатки". апологетика вайшнава-сиддханты