Алармизм - понятие психологии, психоанализа, включая неофрейдизм, а также экзистенциализма и социальной философии.
Оно отражает присущий высшим живым системам, обладающим нервными центрами и сетями, феномен самоощущения страха, боязни чего-либо в настоящем и будущем. Алармизм вообще выступает в виде двух взаимосвязанных форм — биологической и социальной.
В рамках психологии Алармизм определяют как особое, тревожное, паническое чувство и мироощущение (часто это даже предощущение будущего несчастья), как негативную реакцию человека и групп людей на состояние настоящего или будущего.
Это понятие имеет свой смысл в этологии как теории поведения высших животных.
В темпорологическом плане Алармизм играет роль особого инструмента (как в данное время, так и в последующем, в будущем) оценки меры жизнеспособности и угроз существованию, функционированию и действиям живых систем, организмов, сообществ, человека (вместе с его целевой ориентацией, ценностями и идеалами).
Понятие Алармизм (от англ. alarmism) означает «паника» и производно от фр. аlarme - тревога, тревожное состояние, мироощущение человека, которое буквально означает «К оружию!» – a l’arme!
Термин Алармизм используется почти во всех европейских языках. С точки зрения философии, феномен Алармизма (как и эсперанция - надежда) – проявление общей самоактивности материи и духа, а также их рефлексии и взаимодействия.
Алармизм, в принципе, необходимо соотносить с такой характеристикой человеческого сознания, психологии, чувствований и поведения, как
экстремизм.
Последний (хотя это и достаточно одномерная характеристика направления изменений исключительно по линиям наибольших и наименьших значений каких-либо идеальных и/или материальных параметров) нельзя трактовать исключительно со знаком минус, то есть как целиком негативное явление (см.: Разумовский О.С., 1996; Он же,1999). Фундаментальными мерами и масштабами
для оценки экстремизма будут рациональность / иррациональность / нерациональность, а также, соответственно, — оптимальность / неоптимальность / безразличие (см.; Разумовский О.С., 1988).
В целом, О.С.Разумовский связывает Алармизм с феноменами и понятиями надежды и экстремизма.
Какова же связь Алармизма с экстремизмом?
Экстремизм (маргинализм) широко распространен в сферах человеческого сознания, психологии, чувствования и поведения на разных уровнях и в разных областях: от абстрактно-теоретической, философской, от политической идеологии до поведения и поступков отдельных классов, этносов, групп людей, индивидов. Экстремизм можно рассматривать как абсолютизацию тех или иных идей, понятий, взглядов, концепций, подходов и в теоретической, практической и эмотивной сферах с непременной проекцией их на различные области самой жизни человека и общества. Действия экстремистов (и максималистов) в политике неэффективны и подвергаются критике не за то, что имеют целью экстремальные сроки и способы развития, а за неправильный выбор путей и средств их достижения.
Экстремисты пытаются максимизировать вторичные, производные характеристики развития, такие как насилие/ненасилие, распределение, формы отношений, а это в целом мешает оптимизировать определяющие характеристики развития.
Общественное сознание реагирует на описываемое расхождение чаще всего алармистски, в духе максимализма.
Экстремизм любого рода всегда оборачивается для людей горем и несчастьями, войнами и стаданиями, кризисами и катастрофами.
Количество форм и видов экстремизма и соответственно Алармизма очень велико.
Можно выделить профессиональный, классовый, национальный, государственный экстремизм и Алармизм.
Различают экстремизм и алармизм экономический, этический, эстетический, религиозный, научный, философский, экологический, политический и др., групповой и индивидуальный. Воплощаясь в действиях, поступках, они образуют вместе с нормальными действиями и поступками живую ткань конкретных событий жизни, создают в целом реальный ход истории.
При этом основное для алармистского мироощущения и рефлексии — это пространства настоящего и возможного, понимаемые в основном негативно. Настоящее здесь нельзя мыслить в духе физического времени как мгновения. Нет, это дление, это “со-стояние”, контемпоральность с чем-то меня или других.
Разные люди, их группы, слои, классы, этносы, государства и др. в силу воспитания, традиций, господствующей морали, идеологии, а также бытующей житейской философии могут по-разному реагировать на одни и те же ситуации, характер возможностей и последствий в будущем.
Основа различия реакций на экстремальность - в слишком разных возможностях и способностях тех и других адекватно реагировать на угрозы для жизни, существованию и продолжению деятельности, угрозы ценностям, идеалам и др.
Другое дело негативные для всех, особенно, глобальные по своим масштабам и грозные экстремальные ситуации, катастрофы и катаклизмы.
Они могут объединить огромные массы людей на планете. В связи с этим есть смысл различать общий (даже всеобщий) и частный Алармизм.
Мы наполнены всякого рода иллюзиями эмотивного и когнитивного характера, мы всегда хоть в чем склонны к самомнению, мнительности, сами себе создаем разного рода страхи, фобии.
Все это образует условия для перехода через меру, уход в безмерное.
Подчеркнем еще раз очень важный момент — постоянно встречающуюся избыточность в оценках экстремальных ситуаций.
Она большей частью эмотивна по происхождению и нередко страдает непоследовательностью.
Но, объективно, она ведет к преодолению чисто психологического барьера инертности большинства людей, управленческих групп в том числе. Недаром поборники сохранения природы и сторонники ядерно-ракетного разоружения вроде партий и движений “зеленых” довольно давно избрали тактику преувеличений:
“Надо хорошенько напугать людей, чтобы сдвинуть их с мертвой точки!”.
В связи со всем сказанным можно различить еще два вида Алармизма (социального в том числе) —
конструктивный и неконструктивный.
Так, например, экологический Алармизм после Чернобыльской катастрофы выступил против атомной энергетики вообще.
Между тем, конструктивный Алармизм, должен будет сделать второй шаг: начать громко кричать о надвигающемся энергетическом кризисе, не молчать о нем. Собственно, конструктивный Алармизм так и поступает: он инициирует расчеты, прогнозы, меры безопасности и т.п.
Подобное же должно происходить и в других видах социального Алармизма, в том числе по поводу глобальных проблем современности, устойчивого развития человечества, экологии.
Социальный Алармизм в целом, пока он не переступает меры здравого смысла, остается во многих отношениях полезным и необходимым обществу и сейчас, и впредь.
Это социально необходимый спутник нормального развития общества.
Его функция — указывать источник, направление, характер и масштабы опасности, грозящей человеку.
Иначе говоря, он выполняет социально-защитную и социально-предупредительную опережающую функции.
Вспоминается сказочный петушок в сказке А.С. Пушкина, который указывал характер и направление опасности.
Подчеркнем, что социальный Алармизм,
экоалармизм в том числе, содержат в себе важный рациональный момент: они придают соответствующим проблемам статус серьезных социальных проблем, требующих к себе серьезного же отношения человеческого общества.