Loading...
Error



Шишумара не дельфин?

Ответить на тему
 
Автор Сообщение

andron

Стаж: 13 лет

Сообщений: 66

Украина

post 06-Мар-2012 20:48

Quote

При чтении Ш.Б. столкнулся с описанием планетной системы, носящей название Шишумара, и с иллюстрацией, которая по идее должна вносить ясность в понимание иллюстрируемого вопроса, но мне, почему-то, ясности не добавила, а наоборот запутала.

После рассматривания этой картинки создалось впечатление, что планетная система Шишумара - это какое-то созвездие в форме дельфина, на которое медитируют йоги. Какое-то тайное созвездие. Мало ли кто на что медитирует, зачем медитировать на какое-то созвездие Дельфина, чем оно лучше созвездия Рака, например. Короче говоря, создалось впечатление, что эта планетная система Шишумара и система медитации на неё - не совсем понятное предпочтение определенной группы йогов, к нашей обыденной реальности имеющее слабое отношение - как какой-то сверхузкоспециализированный термин и процесс.
Но было всё-таки интересно. Шукадева Госвами в свои шестнадцать выказал такую осведомлённость при описании подробностей дневного и ночного образа жизни домохозяев (Ш. Б. 2.1.1-4) и так исчерпывающе описал состояние сознания самих домохозяев, что его описание останется актуальным и таким до боли узнаваемым на ближайшие пару миллиардов кальп. Так что же, неужели в предложении достойного объекта медитации человеку, через несколько дней готовящемуся оставить тело, он проявит меньшую осведомлённость.
И может, всё-таки не зря йоги на это захудалое созвездие медитируют.
Это всё впечатление от самой картинки. Пещера, йог и какое-то созвездие «Дельфин». Во вступлении к главе, в которой описывается сама эта планетная система Шишумара, Шрила Прабхупада, конечно же, говорит, что совокупность всех планетных систем вселенной называется Шишумарой и представляет собой внешнее проявление Верховной Личности Бога. Но когда в ведической литературе говорится о вселенной, моё понимание заходит в тупик, так как лично мне не понятно: если вселенная - это брахманда, то что такое галактики в ведической терминологии - планетные системы нашей брахманды или каждая отдельная галактика - это брахманда, и материальный мир, сравниваемый с мешком горчичных зёрен (брахманд или по-другому джагаданд ) не весь ли это наблюдаемый нами космос с его миллиардами галактик. В общем, при встрече в ведической литературе с современным термином «вселенная», однозначного ясного понимания у меня не возникает. Поэтому - маленькое исследование.
Нашёл стихи, в которых описывается эта самая планетная система Шишумара.
Ш.Б. 5.23.5
Голова шишумары наклонена вниз, а тело свернуто кольцом. На конце его хвоста расположена планета Дхрувы, вдоль хвоста — планеты полубогов Праджапати, Агни, Индры и Дхармы, а у основания хвоста — планеты полубогов Дхаты и Видхаты. В районе талии шишумары находятся планеты семи великих мудрецов, в том числе Васиштхи и Ангиры. Его свернутое кольцом тело, Шишумара-чакра, вращается по часовой стрелке. На правом боку этого тела находятся четырнадцать созвездий от Абхиджит до Пунарвасу, а на левом — четырнадцать созвездий от Пушьи до Уттарашадхи. Таким образом, тело шишумары симметрично, потому что на каждом его боку помещается равное число созвездий. На спине у него расположена группа звезд Аджавитхи, а на животе — текущая по небу Ганга [Млечный Путь].
Ш.Б. 5.23.6
На правом и левом бедре Шишумара-чакры расположены созвездия Пунарвасу и Пушья. Созвездия Ардра и Ашлеша находятся на ее правой и левой ступне, Абхиджит и Уттарашадха — в правой и левой ноздре, Шравана и Пурвашадха — на правом и левом глазу, а Дхаништха и Мула — на правом и левом ухе. Восемь созвездий от Магхи до Анурадхи, обозначающие южный путь, расположены на левых ребрах шишумары, а восемь созвездий от Мригаширши до Пурвабхадры, обозначающие северный путь, — на правых. На правом и левом плече находятся созвездия Шатабхиша и Джьештха.


Потом посчастливилось найти таблицу соответствия накшатр нашим привычным созвездиям (накшатры – это созвездия, через которые проходит луна). Таблица по адресу: h ttp://1-veda.info/_jyotish/nakshatras.html (в Википедии таблица круче). По ходу выяснилось, что все накшатры, описанные в стихах, соответствуют созвездиям северного полушария.
Была взята большая звёздная карта северного полушария, и на неё были нанесены все указанные накшатры и подписаны части тела этого Шишумары, которым они соответствовали в описании Шукадевы Госвами.
Для Абхиджит, правда, в таблице не было дано соответствующей ей координаты, но ясно, что где-то она там, рядом с соседней Уттарашадхой.
Потом заглянул в словари.
В один:
Во второй:
Monier-Williams. Sanskrit-English Dictionary 1899 (р. 1076).
«Шишу» - ребёнок.


Кто бы мог подумать, что за романтичным звёздным названием «Шишумара» скрывается такое значение – «child-killer» - «убийца детей».
Для нас дельфин, по советским мультикам и фильмам, - друг детей, а тут такое. Но вспомнился рассказ прабху Патита Паваны о речных дельфинах, которые, играя, топят людей, выпрыгивая из воды и валясь сверху на них.
И тут обратили на себя внимание два момента.
Первый – у дельфина-то, коим обычно величают Шишумару, одно отверстие для дыхания (так называемое «дыхало»), а в стихе Ш.Б. 5.23.6 описываются две ноздри – правая (Абхиджит) и левая (Уттарашадха).
Второй – кроме значения «гангская свинья или дельфин» в словаре стоит значение «аллигатор».
Так вот в чём всё дело – оказывается не дельфин-то Шишумара вовсе, а настоящий аллигатор.
И получается, что, говоря «планетная система Дельфин», мы ошибаемся, а, говоря «планетная система Шишумара», не ошибаемся.
И выяснилось, что в приведённых выше двух стихах описываются сразу два способа видения этой «планетной системы». В пятом стихе описывается спиралевидное расположение этого Шишумары, с хвостом у Дхрува-локи, а в шестом – просто объёмное. Но и в том и другом случае это не просто какая-то крохотная планетная система, а совокупность всех звёзд северного полушария. И главный вывод, что мы с вами тоже не обделены возможностью в любую ясную ночь соприкоснуться с объектом медитации прославленных йогов в виде этой планетной системы.

P. S. После того, как уже отобразил результаты этого маленького исследования, где Шишумара однозначно крокодил, решил разыскать местоположение его правой ноздри (накшатра Абхиджит). Рисунки ( не Рембрандт) уже с этой, добавленной позже, накшатрой. Оказалось, что Абхиджит ( по Википедии) - это созвездие Лиры, и находится она совсем не в том месте, где у крокодила, по идее, должна быть правая ноздря, а где-то там, где должно находится «дыхало» у дельфина, но всё-таки у дельфина отверстие для дыхания одно, а у аллигатора - два, поэтому вывод остаётся прежний - не дельфин, ну или, по крайней мере, не совсем.

Буду рад исправлениям, дополнениям, соображениям, опровержениям и т. п.

P. P. S. По поводу своего недовольства иллюстрацией в Бхагаватам - понял как тяжело однозначно изобразить пещеру, йога и совокупность всех звёзд северного полушария в виде аллигатора.

Иллюстрации (1270х1250)
Шишумара по описанию в стихе Ш. Б. 5.23.6
Спиралевидный Шишумара по стиху Ш.Б. 5.23.5
Небесная Ганга здесь, правда, не совсем по животу течёт, но где-то так.
Profile PM
Показать сообщения:    
Ответить на тему

Текущее время: 23-Апр 19:46

Часовой пояс: GMT - 2



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы

Добро пожаловать на наш трекер, который станет для вас незаменимым пособием по йоге, медитации и источником полезных советов на каждый день в разных жизненных ситуациях. Оставайтесь с нами, приглашайте друзей, делитесь ссылками на понравившиеся вам материалы. С уважением, Администрация сайта goloka.org.ua.

Традиционно, разные школы базируются на двух фундаментальных вопросах: 1) что есть мир, и 2) что\кто есть Я, иными словами чем есть всё то, что воспринимается, и кем есть тот, кто всё это воспринимает. Казалось бы уже у каждого есть ответы на данные вопросы, и потому они более не задаются. Йога базируется на том, что положенные в основу жизнедеятельности (жизни\бытия + деятельности) неверные ответы, на упомянутые выше вопросы, приводят к страданиям, впрочем верно и обратное – утвердившись в истине, достигается состояние противоположное страданиям (порой именуемое противоположным берегом сансары). ). С точки зрения теории - всё достаточно легко, а с точки зрения практики - не всё так просто (ответы, и всё что базировалось на них, повторялось длительное время, и как следствие обладают устойчивой тенденцией к дальнейшему повторению, которое ведет к дальнейшему страданию - теория не прекращает повторения всего того, что повторялось, но указывает на то, что должно прекратить повторяться. В свою очередь, администрация желает вам успехов в практике, которой мало кому хочется заниматься, в результате чего достигается только состояние 1) я знал как должно, 2) но делал как обычно, и 3) получил результат именно из второго пункта, искренне рассчитывая на результат из первого пункта :)

Великие изречения ведических писаний, которые указывают на суть:

1. Прагьянам брахма — «сознание есть Брахман» («Айтарея-упанишада» 3.3 «Ригведы»)
2. Аям атма брахма — «атман есть Брахман» («Мандукья-упанишад» 1.2 «Атхарваведы»)
3. Тат твам аси — «то ты еси» («Чхандогья-упанишада» 6.8.7 «Самаведы»)
4. Ахам брахмасми — «Я есмь Брахман» («Брихадараньяка-упанишада» 1.4.10 «Яджурведы»)