Протоиерей Олег Стеняев:
"Термин "тоталитарная секта" с подвохом" Известный богослов призвал вернуться к святоотеческому отношению к сектам и избавиться от "экуменической накипи"
Доклад на тему
"Псевдорелигиозные тоталитарные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации" прочел кандидат богословия, преподаватель
сектоведения Московской духовной академии Роман Конь, который также преподает в Нижегородской и Коломенской духовных семинариях. В своем докладе он рассказал о самых распространенных в нашей стране сектах, таких как "Свидетели Иеговы", адепты "
Сознания Кришны", о
"наукообразных" тоталитарных сектах, появившихся в середине 1990-х годов под видом "психологических школ" и "философских концепций". К последним относят последователей Вальдорфской школы, Роберта Штайнера и сайентологов. Роман Михайлович указал собравшимся на признаки, относящие данные организации к тоталитарным сектам, и рассказал об отдаленных последствиях пребывания в них.
Тему продолжил
врач-психиатр Андрей Занозин, который выступил с докладом
"Воздействие деструктивной информации на психическое состояние и поведение подростков. Методы социализации". Он описал характерные черты тоталитарных сект, а также психотипы людей, попадающих в подобную зависимость, рассказал об особенностях поведения подростков, на которые нужно обращать внимание.
О "
Современных методах предотвращения воздействия на молодежь деструктивной информации и противодействия вовлечению детей и подростков в тоталитарные секты" доложил
сотрудник института ФСБ России Анатолий Рудаков.
"
Меня напрягает сам термин "тоталитарная секта", –
признался протоиерей Олег Стеняев, – потому что, когда мы говорим, что есть тоталитарные секты, то это означает, что есть нетоталитарные секты.
В этом проблема. Нам навязывают западное представление о сектантстве, где маргинальные, маленькие группы объявляются тоталитарными, а огромные сектантские организации считаются респектабельными, христианскими. В свое время западные религиоведы сориентировали наших миссионеров именно на тоталитарные маргинальные группы, и совершенно была прекращена критика таких движений, как баптисты, адвентисты, пятидесятники по той причине, что их не относят к тоталитарным. Поэтому здесь надо рассматривать проблему в двух плоскостях.
Первая – это действительно маргинальные,
опасные религиозные группы, которые нарушают Уголовный кодекс , но более крупные группы, которые не считаются тоталитарными, несут в себе духовную угрозу, сеют ереси, религиозные заблуждения, их отношение к Православию такое же отрицательное, как и у тоталитарных маргинальных маленьких групп".
"
Например, баптисты, адвентисты и пятидесятники перекрещивают православных, тем самым показывая, что они не считают нас даже христианами. Они считают, что России – это духовная пустыня, а мы – дикие бедуины, которых надо обращать в свою веру. Я думаю, что это специальная провокация, которая была сделана для того, чтобы мы сконцентрировали внимание на маленьких маргинальных группах и не обращали внимания на серьезную религиозную экспансию", – подчеркнул священник.
"
Если говорить о маргинальных религиозных группах, то к ним отрицательно относятся не только в России, но и в странах так называемой "западной демократии". Огромные секты по-настоящему осуществляют экспансию на территории нашей страны, пользуются поддержкой Запада, и финансирование как раз идет им. Если говорить о "Свидетелях Иеговы", то они находятся на самоокупаемости, их не поддерживают ни в России, ни на Западе. Напротив, баптисты, адвентисты, пятидесятники имеют очень серьезную финансовую поддержку для того, чтобы распространять свое вероучение в России.
При этом они используют двойные стандарты: если на территории США баптисты и пятидесятники призывают молодежь быть патриотами своей страны, в их церквах обязательно стоит американский флаг, они призывают молодежь служить в армии, то на территории нашей страны эти же религиозные течения – баптисты, адвентисты, пятидесятники – призывают нашу молодежь отказываться от службы в армии, настраивают их на некий христианский космополитизм. Почему-то никто не обращает внимание на эти двойные стандарты.
Поэтому я думаю, что термин "тоталитарная секта" с подвохом.
Потому что, когда говорят, что есть тоталитарные секты, то сразу возникает мысль, что есть нетоталитарные секты. С точки зрения православной религии, если взять все неопротестантские секты, как маргинальные маленькие группы, так и большие организации, то это ереси, прежде всего, ереси иконоборчества, которые святые отцы называли злейшими ересями", – напомнил сектовед.
"Нам надо отказаться от школ американских и западных религиоведов, понять их провокационную сущность и давать им именно богословскую оценку. Пусть правоохранительные органы сами занимаются нарушениями уголовного кодекса, а нам важно дать богословскую оценку деятельности тех или иных сект.
В Православии традиционно религиозные заблуждения не делились на тоталитарные и нетоталитарные, были еретики первого чина, еретики второго чина, еретики третьего чина. Соответственно, к ним относились, исходя из того, к какому чину заблуждения они принадлежат. Я считаю, что необходимо возродить именно святоотеческое отношение к этой проблеме и восстановить градацию сектантов на три чина. Когда нам говорят, что с этими сектами надо бороться, а с этими не надо, то на самом деле это экуменическая накипь. Я сталкивался с такой ситуацией, когда в одной епархии, близкой к Московской области, две журналистки написали статью о баптистах, пошли в епархиальное управление попросить благословение на публикацию этой статьи в православном журнале. В управлении им отказали в публикации на том основании, что баптисты якобы не являются тоталитарной сектой. Вот так получается", – заключил протоиерей Олег Стеняев.
Русская линия приложение -
диспут О.Стеняева с представителями МОСК относительно прозерлетизма (переманивания людей из однйо религии в другую) А теперь уточним - если МОСК - фактически еще затронули бы традицию
"ШИКШи ВНЕ ИСККОН" - было бы совсем интересно....
Возможно, кому то покажется небезинтересным этот диспут представителей православия и кришнаизма. А может для кого то будет новостью, что такой диспут имел место быть. Ниже будет выложена аудиозапись этого межрелигиозного диалога. Диакон Андрей Кураев,
священник Олег Стеняев,
дьякон Евгений Тремаскин,
А.Ю. Пирский.
Диспут с кришнаитами Ведущая: Я представлюсь. Я - глава издательства «Лепта-пресс». Издательство «Лепта-пресс» организовало эту встречу, как попытку не столько диалога, а сколько именно религиозного диспута с целью выяснения тех мировоззренческих позиций и различий между христианством и индуизмом как двух мировых религий. Дело в том, что мы знаем, что территория России, которая исторически является территорией православия, мы наблюдаем прозелитизм со стороны кришнаизма. И данный диспут является попыткой определить эти две религии и различия между ними, как их основную суть. Все мнения будут запротоколированы, записаны на камеру и в дальнейшем будут изданы как диспут с представителями кришнаизма. Также я хочу представить участников диспута как со стороны Православия, так и со стороны кришнаизма.
Со стороны Православия, как приглашающей стороны, присутствуют: диакон Андрей Кураев, известный христианский апологет и богослов, священник Олег Стеняев, давнешний оппонент кришнаитов, автор книги «Кришнаиты: кто они?», которая готовится к выходу в нашем издательстве, диакон Евгений Тремаскин, заместитель руководителя Центра Реабилитации Жертв Нетрадиционных Религий имени А.С. Хомякова,
Анатолий Юрьевич Пирский,
сотрудник Министерства юстиции, юридический консультант Центра А.С. Хомякова.
Со стороны кришнаизма: Зуев Сергей Васильевич, председатель исполкома ОСК в России, доктор Рави Гупта, доктор теологии, Оксфорд, Великобритания. Валерий Долгополов, директор благотворительного фонда «Пища жизни» в Москве.
Максим Осипов, координатор центра Общества Сознания Кришны в России, который будет переводить для доктора Рави Гупты.
http://narod.ru/disk/17566865000/kuraev_steniaev_gupta.mp3.html вот так Харе Кришна!