Варнашрама должна быть введена Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
Беседа в комнате, Майапур, 14 февраля 1977 года
Часть первая
Сатсварупа: ...хотя они были подавлены.
Прабхупада: Революция означает они не удовлетворены.
Сатсварупа: Французская революция, Русская Революция.
Прабхупада: Дела у них шли не очень хорошо, поэтому постепенно она [система общественного устройства] разрушилась. Но если все развивается как надо, тогда люди будут счастливы. Они не будут восставать. Вы должны действовать таким образом, чтобы ваши граждане были удовлетворены во всех отношениях. Вы должны осознать, насколько необходимо, чтобы люди были удовлетворены. Именно по такому принципу должно быть устроено ваше правительство. Тогда революций не будет. Если народные массы удовлетворены, они не будут бунтовать. Но им неизвестен этот процесс. В условиях «демократии» простому человеку позволено голосовать. У него нет знания, и при это он голосует. Такого рода процедура голосования достойна наибольшего осуждения.
Camara-bhangi, дворник, был избран голосованием на пост министра обороны. Его профессия — подметать улицы, а сейчас он избран министром обороны, поскольку набрал необходимое число голосов. Многие
bhangis проголосовали [за него]: "Да, он — наш лидер. Он должен быть министром обороны». Вы должны поступать таким образом [голосовать]. Это демократия. Его профессия — дворник, а его выбрали министром образования.
Хари-шаури: Но, скажем, в Америке, они выдвигают аргумент о том, сейчас все образованы. В Америке...
Прабхупада: Что значит «образованные»? «Образованные» значит хиппи. Вот и все. Таково их образование. Они понятие не имеют, что подразумевается под образованием. Образование... Одному студенту университета сообщили: «В следующей жизни ты станешь собакой», так он на это ответил: «А почему бы и нет?» Вот вам образование. Разве это можно назвать образованием, если он с радостью соглашается стать собакой в следующей жизни? Это отсутствие образования, просто напрасная трата времени.
Сатсварупа: Но, по крайней мере, если имеет место крайняя эксплуатация со стороны царя или диктатора, поделать ничего нельзя. Но люди...
Прабхупада: Если все организовано должным образом, эксплуатации быть не может. К примеру, кшатрия должен быть обучен как кшатрия. Тогда он — [настоящий] царь. Не так, что какой-то
bhangi становится царем при помощи голосования. В этом заключается образование.
sauryam tejo dhritir dakshyam yuddhe capy apalayanam danam isvara-bhavas ca ksatram karma svabhava-jam [Б.Г. 18.43]
Он [кшатрий] должен быть очень могучим, очень сильным, крепко сложенным. Видели изображение Рамачандры? Мускулистое тело. Видите. Лакшмана. Кшатрии должны пройти подготовку кшатриев. Поэтому необходим колледж варнашрамы, чтобы дать образование тем, кто может стать брахманом, кто может стать кшатрием, кто может стать... Так что разделение должно быть. И, согласно качествам и деятельности, должно быть разделение ради сотрудничества. Существует целая структура. Они [ее] утратили. Они не знают. Все
bhangis, camara, sudras, за них просто голосуют. И все. Где же [профессиональная] подготовка?
Хари-шаури: Но какой смысл иметь большое сильное тело, если сейчас они используют самолеты, танки и огнестрельное оружие?
Прабхупада: Это ваша напрасная потеря времени. Зачем [это надо]? Поэтому войны, бесполезные войны, не прекращаются, а такая масштабная битва, как на Курукшетре, была закончена за 18 дней. Это решение. А то так и продолжается постоянно — постоянные войны, напряженность, политика, дипломатия, речи, Парламент. Война не прекращается. Не прекращается. Так и будет продолжаться дальше. Как можно воспользоваться тем же самым примером: если относится к собакам как к собакам, они продолжат гавкать. Лай никогда не закончится. Так что перед нами — цивилизация собачьего труда, а не человеческая цивилизация. Поэтому войны не прекращаются. Где же конец? Война закончена? Нет, она продолжается, и будет продолжаться, поскольку они — собаки. Вы не можете заставить их не гавкать. Есть так много всего. Если мы последуем указаниям «Бхагавад-гиты», тогда весь мир... Это факт. Другое дело, как применить это на практике. Это факт.
Хари-шаури: Дело в том, что даже
yavanas и
mlecchas следовали кшатрийской системе во времена Кришны. Например, Джарасандха. Он полностью следовал кодексу чести кшатрия, хоть и был демоном. Но сейчас каждый... Никто не...
Прабхупада: Все шудры. Никто не является брахманом, никто не...
Хари-шаури: Никто.
Прабхупада: За шудрами всегда необходимо присматривать. Им никогда не дают свободу. Как например, в Америке. Чернокожие были рабами. Они были под контролем. И поскольку вы дали им равные права [с белыми], они всегда доставляют самые большие беспокойства, нагоняют страх, они — [люди] бескультурные, и еще и пьяницы. Какую подготовку они прошли? Они добились равноправия? Лучше уж было бы держать их под контролем, как рабов, но обеспечивать в достаточной степени пищей, одеждой, но не более того. Тогда они будут удовлетворены.
Хари-шаури: Если так и будет сделано, тогда как мы распознаем тех, у кого есть способности к образованию?
Прабхупада: Либо дайте им образование, либо держите их под контролем. Но [сейчас] вообще нет никакого образования, даже для белых. Поэтому мы подчеркиваем необходимость просвещения. Обучите определенную часть общества как брахманов, определенную как кшатриев и вайшьев. При такого рода образовании мы не проводим различий на том основании, что кто-то может происходить из семьи шудр. Получайте образование. Будьте квалифицированы. Тогда говорите. Но в голосовании нет необходимости.
Сатсварупа: Когда Рамананда Рай упомянул об этом [о варнашраме], Господь Чайтанья сказал, что в этот век установить варнашраму не представляется возможным.
Прабхупада: Да. Не представляется. Он не сказал «возможно». Ihа bаhya. Чайтанью Махапрабху интересовала только духовная сторона жизни. У него не было понятия о материальной стороне, Он ее отверг.
Сатсварупа: Но почему бы нам не поступить так же?
Прабхупада: Нет, мы придерживаемся другой позиции. Мы пытаемся применить сознание Кришны во всем. А Чайтанья Махапрабху, лично Он принял санньясу. Он полностью отверг материальное.
Nishkincana. Но мы не собираемся становиться
nishkincana. Мы пытаемся скрепить находящееся в бедственном состоянии... Это так же предписано «Бхагавад-Гитой». Мы не отвергаем все общество. Чайтанья Махапрабху отверг все,
ihа bahya. Имеется в виду «Меня это не особенно интересует»
Bаhya. «Это внешнее» Его интересовало только внутреннее, духовное. Но наш долг заключается так же и в том, чтобы устроить внешние дела настолько замечательным образом, чтобы однажды они с легкостью могли возвыситься до духовного уровня. Мы должны вымостить дорогу. А Чайтанья Махапрабху, или другая личность такого же уровня, у них нет ничего общего с материальным миром. Но мы проповедуем. Мы проповедуем. Поэтому мы должны повернуть ситуацию таким образом, чтобы постепенно они могли возвыситься до духовного уровня, после чего необходимость [в варнашраме] отпадает.
Сатсварупа: В варнашраме нет необходимости.
Прабхупада: Нет необходимости. Чайтанья Махапрабху ее отверг: «Я не брахмана, не кшатрия, я не это и не то». Он отверг [варнашраму]. Однако в «Бхагавад-гите» сказано:
cаtur-varnyam maya srishtam [Б.Г. 4.13]. Итак, мы... проповедуем сознание Кришны. Это обязательно должно быть сделано (то есть варнашрама должна быть введена — прим. пер.)
Хари-шаури: Но в своей практической проповеди Чайтанья Махапрабху занимался только тем, что побуждал их [людей] воспевать.
Прабхупада: Для обычного человека это невозможно.
Хари-шаури: Что, просто побуждать людей воспевать?
Прабхупада: Хм?
Хари-шаури: Он ввел только воспевание.
Прабхупада: Но кто будет воспевать? Кто будет воспевать?
Сатсварупа: Но если они не будут воспевать, то уж тем более они не будут проходить подготовку в варнашраме. Воспевание — самое легкое.
Прабхупада: Воспевание будет продолжаться, но вы не можете ожидать, что люди будут воспевать как Чайтанья Махапрабху. Они даже не могут шестнадцать кругов повторять, и при этом эти мошенники собираются уподобиться Чайтанье Махапрабху.
Сатсварупа: Да. Но если они по крайней мере будут воспевать и принимать прасад...
Прабхупада: Воспевание будет продолжаться. Оно не прекратиться. Но в то же время, чтобы сделать путь более легким, должна быть введена варнашрама-дхарма.
Хари-шаури: Ну, по крайней мере мое собственное понимание заключается в том, что воспевание было введено в век Кали, поскольку следовать варнашраме невозможно.
Прабхупада: Воспевание не будет остановлено, поскольку оно очищает ум.
Хари-шаури: Поэтому было введено воспевание, чтобы заменить собой все другие системы типа варнашрамы и тому подобное.
Прабхупада: Да, воспевание может заменить [все прочее], но кто собирается это делать? Люди... Люди не настолько продвинуты. Если вы попытаетесь имитировать воспевание Харидаса Тхакура [то обнаружите, что] это невозможно.
Сатсварупа: Мы говорим им, чтобы они продолжали работать, но и воспевали так же.
Прабхупада: Да.
Thаkaha аpanаra kаje, Бхактивинод Тхакур.
Аpanаra kаja ki. Чайтанья Махапрабху рекомендовал:
sthаne sthitau. И если они не остаются в
sthаna, тогда придет воспевание сахаджиев. Как например, у сахаджиев тоже есть четки и …, но у них еще три десятка женщин. Такого рода воспевание будет продолжаться. Как например наш Гаурасундар. Он не был достоин саннйасы, но получил саннйасу, затем его уличили в связи с пятью женщинами. Поэтому необходима варнашрама-дхарма. Показная духовность нам не поможет. Поэтому варнашрама-дхарму следует ввести по вему миру, и...
Сатсварупа: Введена начиная с ИСККОН?
Прабхупада: Да. Да. Брахманы, кшатрии. Должно быть регулярное образование.
Хари-шаури: Но в нашем обществе, в... учитывая, что мы проходим подготовку как вайшнавы...
Прабхупада: Да.
Хари-шаури: ...тогда как же мы сможем ввести подразделения в нашем обществе?
Прабхупада: Вайшнав — это не так просто. Чтобы превратить человека в вайшнава, необходима варнашрама-дхарма. Стать вайшнавом не так уж и просто.
Хари-шаури: Да, это не что-то дешевое.
Прабхупада: Да. Поэтому ее следует ввести. Стать вайшнавом непросто. Если бы стать вайшнавом было бы так просто, почему тогда столько [моих учеников] пало, почему столькие ушли? Стать вайшнавом непросто. Саннйаса предназначен для брахмана высочайшей квалификации. А просто одеться как вайшнав, это... [закончится] падением.
Хари-шаури: Итак, система варнашрамы предназначена для каништх. Каништха-адхикари.
Прабхупада: Каништха?
Хари-шаури: Когда человек еще находится на уровне неофита.
Прабхупада: Да, да. Да. Каништха-адхикари, да.
Хари-шаури: Система варнашрамы благотворна.
Прабхупада: Каништха-адхикари означает он должен быть брахманом. Это каништха-адхикари. Духовная жизнь на уровне каништха-адхикари означает он должен быть квалифицированным брахманом. Это каништха. То, что почитается как очень высокое положение в материальном мире, брахмана, это каништха-адхикари [в духовной жизни].
arcаyаm eva haraye pujам yah sraddhayehate na tad-bhakteshu canyeshu sa bhaktah prakritah smritah Положение брахмана означает постепенное возвышение с материального уровня на духовный. А до уровня брахмана нет вопроса о том, чтобы стать вайшнавом.
Хари-шаури: Нет вопроса о чем?
Прабхупада: О вайшнавизме.
srinvatam sva-kathah krishnah punya-sravana-kirtanah hridy antah-stho hy abhadrani vidhunoti suhrit satam [Ш.Б. 1.2.17]
Становясь брахманом, слушая, слушая, слушая... Или же благодаря слушанию, слушанию и еще раз слушанию человек становится брахманом. Другие качества, качества шудр, кшатриев, вайшьев означают [что образование заканчивается для них раньше]. Тогда следующая стадия,
srinvatah sva-kathah krishnah punya-sravana-kirtanah, hridy antah... Nasta-prayeshv abhadreshu. При помощи этого процесса, слушания... Не став брахманом никто не будет заинтересован в слушании. Затем, при помощи слушания,
nashta-prayshv abhadreshu, abhadra, то есть низшие качества, страсть и невежество... Они есть низшие качества. Итак,
nasta-prayeshv abhadreshu. Когда с этими низшими качествами почти полностью покончено, не полностью, но почти,
nityam bhagavata-sevaya, слушая от Бхагаваты или благодаря служению духовному учителю и движению сознания Кришны -
nasta-prayeshv abhadreshu nityam bhagavata-sevaya bhagavaty uttama-sloke bhaktir bhavati naisthiki [Ш.Б. 1.2.18]
Тогда преданный достигает стабильности в преданном служении... Это преданное служение первой категории в саттва-гуне.
nasta-prayeshv abhadreshu nityam bhagavata-sevaya bhagavaty uttama-sloke bhaktir bhavati naisthiki [Ш.Б. 1.2.18]
Tada rajas-tamo-bhavah [Ш.Б. 1.2.19]. Когда человек утвердился как преданный, тогда его низшие качества,
rajas-tamah, невежество и страсть, симптомами которых являются
kаma-lobhаdayas ca ye, каma, похотливые желания, и жадность, половое желание, сильное половое желание или желание удовлетворять чувства, например, переедать,
lobha, жадность — все эти вещи уходят.
Nityam bhagavata-sevaya bhagavaty uttama... Когда человек обрел стойкость в преданном служении,
tadа rajas-tamo-bhаvаh. Таковы
rajas-tamo... Таковы симптомы
rajas-tamo-bhаvаh. Tada rajas-tamo-bhavah kama-lobhadayas ca ye, ceta etair anaviddham [Ш.Б. 1.2.19]. Все эти вещи больше не беспокоят ум. Sthitah sattve prasidati. Тогда он считается... Он пребывает в саттва-гуне. Такова совершенная брахманическая жизнь. Тогда он обретет удовлетворение.
Prasidati. Таким образом, постепенно... Да, ввести варнашраму очень сложно, но по меньшей мере, должно быть хоть какое-то представление о ней. Как в университете, никто не собирается изучать высшую математику, классическую английскую литературу. Никто не собирается делать этого даже в вашей стране. Аудитории практически пустуют, но все-таки правительство не закрывает университеты. Расходы большие, но студентов нет, дохода нет. Поэтому профессора приходят к нам: «Дайте нам студентов». Вам об этом известно?
Сатсварупа: Профессора религиоведения.
Прабхупада: Чтобы то ни было, теоретическая наука...
Сатсварупа: Да. "Пришлите нам кого-нибудь из ваших людей."
Прабхупада: Никого не интересуют продвинутые исследования. Люди хотят изучить технологию, чтобы потом зарабатывать деньги. Вот и все. Таков их единственный интерес.
Сатсварупа: У нас в ИСККОНе человек становится брахманом через год. Это несложно. Каждый становится брахманом.
Прабхупада: Таково следствие воспевания. Воспевание очень быстро возвышает.
Хари-шаури: А где же нам тогда ввести систему варнашрамы?
Прабхупада: В нашем обществе, среди его членов.
Перевод с англ. — Джая Мангала дас,
jmd73@mail.ru Вопросы, предложения и замечания приветствуются