Суд "Прокуратура vs. Бхагавад-гита", четвертое заседание. 30.08.2011
30 августа 2011 в Ленинском суде г. Томска состоялось четвертое судебное заседание по отнесению книги «Бхагавад-гиты как она есть» Бхактиведанты Свами Прабхупады к экстремистским материалам.
В начале судебного заседания прокуратура все-таки ходатайствовала о проведении судебной комплексной психолого-лингвистической религиоведческой экспертизе. Организацией для проведения экспертизы был предложен Кемеровский государственный университет. В качестве новых экспертов предложены сотрудники КемГУ:
1) религиовед – Горбатов А.В.;
2) лингвист – Осадчий М.А.;
3) психолог – Дранишников С.А.
Были сформулированы вопросы к экспертом для проведения экспертизы.
Судья переспросила, почему среди заявленных специалистов нет социологов илифилософов, на что прокуратура ответила, что их присутствие не считает необходимым.
После детального ознакомления с предложенной комиссией во время перерыва сторона защиты возразила, что есть основания считать, что указанные эксперты окажутся так же необъективными, как и специалисты ТГУ. Прежде всего у них явно небольшой, а возможно и отсутствует вовсе опыт в проведении экспертиз (прокуратура не указала данную характеристику).
У заявленного в качестве религиоведа Горбатова А.В. нет квалификации в области философии индуизма; он заведующий кафедрой истории и теории культуры, доктор исторических наук. По списку публикация, его основная тема – история христианства в Сибири. Болеетого, имеются сведения о наличии его коллективных монографий в соавторстве с архиепископом РПЦ.
Дранишников С.А., предложенный психологом в планируемой экспертизе, не обладает учеными степенями, работает в должности преподавателя. Под вопросом его опыт впроведении экспертиз в области экстремизма, поскольку прокуратура не указала об этом никаких сведений.
Осадчий М.А., филолог в планируемой экспертизе, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры стилистики и риторики. Он участвовал в судебных экспертизах по признанию экстремистскими нескольких книг Свидетелей Иеговы. На его экспертизу по книгам Свидетелей Иеговы, использованную на суде в Горно-Алтайске, доктор философских наук Наговицын А.Е. из Москвы написал категорическое итоговое заключение, в котором подверг ее критике. Также известно по выступлению Наумова В.Г. (лингвиста экспертизы ТГУ, который допрашивался на предыдущем судебном заседании), что Осадчий и Наумов применяют одинаковые методики при анализе текстов, следовательно, можно не сомневаться, что лингвистическая часть новой экспертизы будет содержать те же самые ошибки, что и экспертиза ТГУ.
Представитель заинтересованнойстороны, Томского общества сознания Кришны, заявил, что после отклонения первоначальной экспертизы ТГУ не видит правового основания для заявления прокуратуры об отнесении «Бхагавад-гиты как она есть» к экстремистским материалам и, соответственно, нет необходимости в повторной экспертизе. Им был заявлен отвод трем предложенным прокуратурой экспертам с указанием на их некомпетентность и возможную необъективность. Также им были озвучены замечания к вопросам прокуратуры для экспертов, в частности, указано на повторение одинаковых вопросов и на употребление словосочетания «манипулирование сознанием», «оказание психологического воздействия», отличающихся своей неочевидной и неоднозначной трактовкой и не имеющих никакого отношенияк вопросу об экстремизме.
Другой заинтересованной стороной,«Обществом вайшнавов Бхактиведанты», были предложены два альтернативных варианта экспертной комиссии. Вариант первый – комиссия, состоящая из московских ученых:
1) лингвист – Баранов А.Н., доктор филологических наук, работает в Институте русского языка РАН, автор методики проведения экспертиз по экстремизму для ФСБ;
2) психолог – Спиридонов В.Ф., доктор психологических наук, доцент кафедры общих закономерностей развития психики РГГУ;
3)религиовед – Глушкова И.П., известный индолог-религиовед, доктористорических наук, научный сотрудник Центра индийских исследований Института Востоковедения РАН.
Второй предложенный вариант экспертной комиссии: Уральский региональный центр судебной экспертизы при МинЮсте, председатель экспертного совета по проведению религиоведческой экспертизы Пивоваров Д.В., доктор философских наук, профессор кафедры религиоведения УрГУ.
Затем суд удалился на совещание по поводу ходатайства заинтересованной стороны защиты (т.е. отклонения комиссии предложенной прокуратурой и предложения своих вариантов комиссии). После трехчасового перерыва судв отводе заявленных экспертов отказал и отклонил предложенных стороной защиты экспертов. После это суд снова удалился на совещание относительно ходатайства прокуратуры о проведении экспертизы.
Через трехчасовой перерыв (в 20:30) суд вынесен решение удовлетворить ходатайство прокуратуры о назначении судебной комплексной психолого-лингвистической религиоведческой экспертизы. Назначен срок выполнения экспертизы – до декабря 2011 г. Формулировки вопросов к экспертам, предложенные прокуратурой, остались неизменными (т.е. там сохранились повтор нескольких одинаковых вопросов и такие термины как «манипулирование сознанием»).
В целом, назначенную экспертизу можно охарактеризовать как повторение этапа с изначальной экспертизой ТГУ, только в экспертизе будет проведена «работа над ошибками», убраны очевидные недоработки, цитирования «не тех» книг, откровенный плагиат с сектоведческих сайтов, но суть при этом скорее всего останется той же самой.
://vkontakte.ru/note9575990_11240473
запилила опрос, голосуем :
http://goloka.org.ua/viewtopic.php?t=3947