Loading...
Error



Воды Ганги и Шива...

Страницы:   Пред.  1, 2, 3  След.

Ответить на тему
 
Автор Сообщение

Princessa V.I.P.

Стаж: 13 лет

Сообщений: 1800

post 22-Сен-2011 13:22

Quote

Прекрасные Сияющие sunshine ДУШИ Бога! ax a085
Просто остановите свои умственные потуги и посвятите время на познание\самопознание внутренней душой,через свои возможности, данные вам БОГОМ перед тем как познавать и говорить о Ади-Кришне (или о Высшем "Я" или о Боге-Отце) и вы сразу найдёте разницу между теорией и практикой!!!

Все эти концепции и рассуждения от того, что реально Кришну (о Котором писал Вьяса) НИКТО НЕ ЗНАЕТ, и поэтому всё переворачивается с ног на голову!

Поэтому перемешивают всё в одну кучу - все Уровни Творения и Сознания-за-Сознаниями!
Шива и Садашива... и Санкаршана... - Это как если сравнить, в обратном порядке разумеется, Карана-дакашайа Вишну с Гарбха-дакашайа и Кширо-дакашайа!!! ag
Неужели не понятно!!!
Ну, да, кто же вас этому научит, если Вишнуиты не познают Бога, а только играются в ИГРЫ с Его Низшим Разумом, коим является Вишну и Кришна в духовно-материальных Планах срединного Яруса (Уровень сердца!) Творения!!! al

Во всём религиозно-философском мире только кришнаиты - Свидетели Кришну (вторят Свидетелям Иеговы) - стагнируют, придерживаются своей теории, считая себя очень важными и умными (простите, тем самым, взращивая духовную гордыню и фанатизм!)...

Многие известные духовные школы, хоть и не понимают свои писания полностью, но ориентированы гораздо выше в своих устремлениях!!!
sunshine


Последний раз редактировалось: Princessa V.I.P. (2011-09-29 23:51), всего редактировалось 1 раз
Profile PM

Тхакур

Стаж: 14 лет

Сообщений: 622

Россия

post 22-Сен-2011 13:27 (спустя 5 минут)

Quote

ну да ладно...
отвечу же вашими же словами - Ну, да, кто же вас этому научит...
вы просто в умственном тупике... сплошной бред о Прекрасое Сияющая ДУШИ Бога!
Profile PM

Alex

Стаж: 14 лет

Сообщений: 1442

Откуда: Харьков

Панама

post 22-Сен-2011 13:29 (спустя 1 минута)

Quote

Не мог вспомнить где я подобное слышал,
теперь вспомнил, - "Белое Братство", давненько это было ))))
но похоже очень

Возможно "Белое Братство" было достаточно близко к Васиштхе, жаль позакрывали ребят


Последний раз редактировалось: Alex (2011-09-22 13:39), всего редактировалось 1 раз
Profile PM

admin

Стаж: 14 лет

Сообщений: 4825

Россия

post 22-Сен-2011 13:45 (спустя 15 минут)

Quote

Вообще-то это не "Белое братство" и ближе к Йога Васиштхе (это так, на заметку для бывших членов белого братства).
Пользователь сложно излагает свои мысли - это есть (с применением "криптографии", так сказать - нет ключа , и ничего не ясно). ap
В принципе, на той же основе построены и веды (нет ключа - и на выходе обычная болтовня, есть ключ - есть и смысл).
Говоря проще : "имеющий глаза да увидит. Имеющий уши, да услышит (Евангелие)".
Profile PM

Princessa V.I.P.

Стаж: 13 лет

Сообщений: 1800

post 29-Сен-2011 23:30 (спустя 7 дней)

Quote

Потихоньку, когда-нить всё встанет не свои места, а пока, кому интересно, надо пытаться разобраться, почему такие разные мнения, касательно темы о ШИВЕ-САДАШИВЕ-САНКАРШАНЕ...
Наверное, потому, что смешиваются в одну кучу разные Уровни Сознания, и ещё потому что, как говорится:

Шива-таттва – особая таттва*


Книги гуру ИСККОН - Бхуванешвар – город Шивы
дхараишйати те вегам
рудрас тв атма шариринам
йасминн отам идам протам
вишвам шатива тантушу

«Подобно хлопчатобумажной ткани, состоящей из продольных и поперечных нитей, эта вселенная, в длину и ширину покоится на энергиях Верховной Личности Бога. Господь Шива является воплощением Господа Вишну и поэтому неотличен от Сверхдуши, пребывающей в сердце каждой воплощенной души. Он сможет сдержать твои воды».**

Комментарий Его Божественной Милости Шрилы Прабхупады:

Воды Ганги покоятся на голове Господа Шивы. Господь Шива является воплощением Верховной Личности Бога, который поддерживает вселенную посредством Своих многообразных энергий. «Брахма-самхита» (5.45) говорит о Шиве так:

кширам йатха дадхи викара-вишеша-йогат
санджайате на хи татах притхаг асти хетох
йах шамбхутам апи татха самупайти карйад
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

«Молоко, смешанное с кислотой, превращается в простоквашу. Тем не менее, простокваша – это то же самое молоко, если мы рассмотрим элементы, из которых она состоит. Подобно этому, Говинда, Верховная Личность Бога, принимает образ Господа Шивы для целей материального творения. Я смиренно склоняюсь к стопам этого Господа Говинды».

Господа Шиву можно назвать Верховным Господом точно так же, как простоквашу можно назвать молоком. Простокваша – это молоко и не молоко в одно и то же время. Для целей материального творения, поддержания и разрушения существуют три образа – Брахма, Вишну и Шива. Господь Шива – это Вишну, который принимает образ, позволяющий Ему соприкасаться с гуной невежества. Гуна невежества является основной гуной, поддерживающей материальный мир. Поэтому в данном стихе Господа Шиву сравнивают с продольной и поперечной нитями, составляющими ткань.

Объяснение Шрилы Гоур Говинды Махараджа:

Здесь обсуждается вопрос Шива-таттвы. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что Шива – воплощение Господа Вишну, и как Сверхдуша он находится в сердцах всех живых существ. Шива-таттва – это особая таттва. Эта тема обсуждается во многих местах «Шримад-Бхагаватам». В двенадцатой песни (12.13.15) мы находим такое объяснение:

нимана-ганам йатха ганга
деванам ачйуто йатха
вайшнаванам йатха шумбхух
пурананам идам татха

«Подобно тому, как Ганга – величайшая из рек, Господь Ачьюта – высший из всех божеств, а Шамбху (Шива) – лучший из вайшнавов, - «Шримад-Бхагаватам» есть главная из Пуран». Итак, Шива – кришна-бхакта, преданный Кришны. В Ади-лиле (глава 6, стих 79) «Чайтанья-чаритамриты» мы встречаем такое объяснение:

ананта брахманде рудра – садашивера амша
гунаватара тенхо, сарва-дева-аватамса

«Рудра – экспансия Сада-Шивы, появляется в бесчисленных вселенных. Он также и гунаватара (воплощение Господа, ответственное за поддержание функций одной из материальных гун, в данном случае – тамо-гуны) и предводитель всех полубогов в бесчисленных вселенных». В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада пишет: «Существует одиннадцать экспансий Рудры или Господа Шивы. Их имена: Аджайкапат, Ахибрадхна, Вирупакша, Райвата, Хара, Бахурупа, Девашрештха Трйамбака, Савитра, Джаянта, Пинаки и Апараджита. Помимо этих экспансий существует восемь форм Рудры, а именно: земля, вода, воздух, солнце, луна и сома-яджи. Все эти Рудры имеют пять лиц, три глаза и десять рук. Иногда мы встречаем описания, в которых Рудру сравнивают с Брахмой и называют дживой. Но если Рудру называют частичной экспансией Верховной Личности Бога, его сравнивают с Шешой. Поэтому Господь Шива является воплощением Вишну, и, одновременно с этим, в своей способности уничтожать материальное проявление, - одной из джив. Как экспансия Вишну он известен под именем Хара; Хара трансцендентен к материальным гунам. Но, приходя в соприкосновение с гуной невежества, он кажется оскверненным влиянием материи. Об этом говорится в «Шримад-Бхагаватам» и в «Брахма-самхите». В Десятой песни «Шримад-Бхагаватам» говорится, что Господь Рудра соприкасается с материальной природой. Когда она находится в нейтральном, непроявленном состоянии. Когда же материальная природа приходит в активное состояние, и гуны начинают взаимодействовать друг с другом, Рудра общается с этой энергией, находясь на некотором расстоянии от нее. В «Брахма-самхите» отношения Вишну и Шивы сравниваются с отношениями молока и простокваши. Молоко превращается в простоквашу путем добавления в него какого-либо кислого вещества, и хотя молоко и простокваша состоят из одних и тех же элементов, они различаются по некоторым свойствам. Подобно этому, хотя Шива неотличен от Вишну, в результате своего участия в процессе разрушения мира, он считается также подвергающимся изменениям. В Пуранах мы находим описание того, что иногда Дурга появляется из голов Брахмы. И иногда – из голов Вишну. Рудра-разрушитель появляется из гнева Господа Санкаршаны, как огонь, призванный уничтожать творение. В «Ваю-Пуране» мы находим описание Садашивы, обитающего на одной из планет Вайкунтхи. Этот Садашива является непосредственной экспансией Кришны. Говорится, что Садашива, известный также, как Шамбху, является экспансией изначального Садашивы (Вишну) с Вайкунтхи, а его супруга, Махамайя является экспансией Рама-деви (Лакшми). Махамайя является матерью материальной природы».

В «Шримад-Бхагаватам» мы находим молитву, которую Маркандея Муни возносит Господу Шиве: «О Шанкара, ты – пурна, совершенный! Ты исполняешь все желания Твоих преданных, поэтому я молю тебя – исполни и мое желание: даруй мне преданность Кришне и преданность тебе, тому, кто полностью предался Кришне!» В «Шримад-Бхагаватам» (4.30.38) Прачеты молятся Шиве так:

вайам ту сакшад бхагаван бхавасйа
прийасйа сакхйух кшана-сангамена
судушчикитсйасйа бхавасйа мритйор
бхишактамам твадйа гатим гатах сма

«Дорогой Господь, благодаря мимолетной встрече с Господом Шивой, твоим близким и очень дорогим другом, нам счастье видеть Тебя. Ты – самый искусный целитель, способный избавить живое существа от неизлечимой болезни материального существования. Мы считаем величайшим даром судьбы предоставленную нам возможность найти прибежище в сени Твоих лотосных стоп».

Здесь про Шиву сказано: прийасйа-сакха, очень близкий друг – Шива – очень близкий друг Кришны. В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада говорит: «Харим вина на сритим татанти. Не укрывшись под сенью лотосных стоп Личности Бога, невозможно вырваться из когтей майи, которая заставляет нас снова и снова рождаться, стареть и умирать.

Прачеты обрели покровительство Всевышнего по милости Господа Шивы, величайшего из вайшнавов. Вайшнаванам йатха шамбху – Господь Шива является самым возвышенным из вайшнавов, поэтому истинные последователи Господа Шивы прислушиваются к его совету и укрываются под сенью лотосных стоп Господа Вишну. Что же касается так называемых преданных Господа Шивы, которые ищут только материальных благ, то в каком-то смысле Господь Шива обманывает их. На самом деле Господь Шива, конечно, не обманывает их – ему незачем обманывать людей, но, поскольку его так называемые преданные хотят быть обманутыми, господь Шива, которому легко угодить, дает им всевозможные материальные благословения. По иронии судьбы эти благословения нередко приводят его псевдопреданных к гибели. Так, Господь Шива осыпал материальными благословениями Равану, но все это привело к тому, что сам Равана, его семья, царство и богатства были уничтожены, поскольку Равана злоупотребил милостью Господа Шивы. Возгордившись своим материальным могуществом, он осмелился похитить жену Господа Рамачандры и потому погиб. Получить от Господа Шивы материальные благословения совсем нетрудно, но их нельзя называть истинными благословениями. Прачеты получили от Господа Шивы благословение, позволившее им укрыться под сенью лотосных стоп Господа Вишну. Это настоящее благословение. Гопи Вриндавана тоже поклонялись Господу Шиве, и Господь Шива до сих пор пребывает во Вриндаване в образе Гопишвары. Но гопи, вознося молитвы Господу Шиве, просили его помочь им стать женами Господа Кришны. В поклонении полубогам нет ничего плохого, если им поклоняются для того, чтобы вернуться домой к Богу. Но обычно люди обращаются к полубогам за материальными благами. В «Бхагавад-гите» (7.20) сказано:

камайс тайс тайр хрита-джанах
прападйанте ‘нйа-деватах
там там нийамам астхайа
пракритйа нийатах свайа

«Те, чей разум осквернен материальными желаниями, принимают покровительство полубогов и поклоняются им, следуя определенным правилам и предписания, соответствующим природе этих людей». Человека, прельщенного материальными благами, называют хрита-джнана («потерявшим разум»). В этой связи необходимо отметить, что в богооткровенных писаниях порой говорится, что Господь Шива неотличен от Верховной Личности Бога. Имеется в виду, что Господь Шива и Господь Вишну так близки друг другу, что никогда не расходятся во мнениях. В сущности же, экале ишваре кришна, пра саба бхритйа: «Единственный верховный владыка – это Кришна, а все остальные – Его преданные или слуги» («Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.142). Таково истинное положение вещей, и по этому поводу у Господа Шивы и Господа Вишну никогда не возникает разногласий. В священных писаниях нет ни одного места, где бы Господь Шива утверждал, что он равен Господу Вишну. Все это выдумки псевдопреданных Господа Шивы, заявляющих, будто Господь Шива и Господь Вишну неотличны друг от друга. Вайшнава-тантра категорически запрещает делать подобные заявления: йас ту нарайана девам. Господь Вишну неразрывными узами связан с Господом Шивой и Господом Брахмой, которые являются Его верными слугами. Шива-виринчи-нутам. Господь Шива и Господь Брахма почитают Вишну и преклоняются перед Ним. Считать их равными друг другу крайне оскорбительно. Они равны в том смысле, что Господь Вишну – это Верховная Личность Бога, а все остальные – Его вечные слуги».

Вайам ту сакшад бхагаван – это очень важное словосочетание. Частица ту используется тогда, когда есть необходимость подчеркнуть различие; но здесь же говорится прийасйа-сакхйюх – Шива – очень близкий друг Кришны. Встречая подобное словосочетание в шастрах, мы должны понимать, что имеется ввиду. Как, например, в «Гурва-аштаке» говорится: кинту прабхор йах прийа эва тасйа…, здесь есть те же слова – кин ту и прийа – с одной стороны гуру и Ишвара (Господь) неотличны (сакшад-дхаритвена), но с другой стороны – это две личности, их близость определяется близостью их сердец. Также и Шива – с одной стороны, он един с Кришной, но с другой стороны – это две разные личности. Таково положение чистого преданного. В «Бхагавад-сандарбхе» Джива Госвами объясняет: уддха-бхакта шри-гуру шри шивасйата бхагаваташа абхеда-дришти те прийатаматва манйанте – «Шри Гуру и Шива – очень близкие преданные Кришны; они неотличны от Ишвары (абхеда). Они неотличны от Господа, ибо они очень дороги Господу. Когда вайшнавам предоставляется возможность совершить поклонение Шиве, они поклоняются Господу Вишну или Кришне, который присутствует в форме Шивы. Вайшнавы знают: Шива и Кришна неотличны друг от друга. В «Вишну-дхармоттаре» мы встречаем такое описание: Вишваксена, великий преданный Вишну, парама-бхагавата путешествовал по миру. Однажды он сидел в лесу. Рядом находилась деревня. К нему пришел один местный житель и сказал: «Я – сын деревенского старосты. Я – шива-бхакта. К несчастью, сегодня у меня болит голова, и я не могу как следует совершить поклонение моему ишта-девате. Ты – брахман, поэтому, пожалуйста, будь добр соверши пуджу от моего имени». Вишваксена ответил на это: «Я – вишну-бхакта, преданный Вишну. Я совершаю пуджу только Вишну, Кришне или любым вишну-таттвам, таким, как Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха. Я не могу поклоняться Шиве или иным полубогам. Я не могу сделать это даже от имени кого-то другого. Сын деревенского старосты разгневался. Он закричал на Вишваксену: «Что!? Ты не хочешь совершить поклонение моему ишта-девате Шиве!? Тогда я убью тебя!» Он выхватил меч с намерением исполнить свою угрозу, и тогда Вишваксена, желая спасти свою жизнь, сказал: «Хорошо, хорошо! Не гневайся! Я сделаю то, что ты хочешь!» Вишваксена не хотел нарушать свой обет поклонения Вишну; он стал размышлять: «Рудра-дева (Шива) является воплощением тамо-гуны, а Господь Нрисимхадева убивает демонов, которыми управляет тамо-гуна. Дай-ка я стану поклоняться Нрисимхадеву, пребывающему в Рудре! Я буду просить Его изгнать невежество из сердца этого недалекого сына деревенского старосты». Придя к такому заключению, Вишваксена отправился в храм Шивы и стал поклоняться ему, произнося следующую молитву: шри нрисимхайа намаха, шри нрисимхайа намаха… Когда сын старосты услышал это, он был вне себя от ярости: «Что ты делаешь?! Как ты смеешь произносить нрисимха-мантру?! Ты не поклоняешься моему ишта-девате Шиве?!» Он выхватил меч и на этот раз был намерен отрубить голову Вишваксене. Но в это самое мгновение из шива-лингама, вышел Господь Нрисимхадева и отрубил голову самому сыну деревенского старосты, который осмелился оскорбить великого преданного Вишну. В Южной Индии вы можете видеть такое божество - шива-лингам и Нрисимха – Нрисимха выходящий из шива-лингама.

Шива – великий преданный Кришны, Вишну. В «Брахманда-пуране» Господь Шива говорит: «Те, кто хочет видеть меня и Брахму, должны стремиться увидеть Васудеву». Смысл этого высказывания таков: тот, кто знает Васудеву, Кришну, знает Шиву и Брахму. Поэтому Прабхупада объясняет в комментарии: «Шива, Брахма и Вишну не равны». Тот, кто думает иначе и поклоняется им на одном уровне, ошибается. Они равны, но иначе. Их равенство состоит в том, что они – очень близкие друзья, прийасйа сакхйюх. Шива – это севака-бхагаван, ашрайа-бхагаван; он не вишайя-бхагаван. Гуру Бхагаван, Шива и Бхагаван имеют очень близкие отношения друг с другом. Подобные отношения связывают двух друзей или двух влюбленных. Поэтому: гуру-кришна-рупа хона шастрера прамане – так говорит «Чайтанья-чаритамрита».

Садху-гуру-рупе кришна джанмена надийа – «В Надии Кришна появился как садху-гуру, сад-гуру. Это Махапрабху. Хотя Он – Сам Кришна, теперь Он пришел в образе совершенного преданного Кришны». Как и где являет Себя Кришна можно понять из шастр, от садху и гуру. Нужно хорошо понимать, как, когда и с какой целью являет Себя Господь – не имея такого понимания, невозможно продвигаться по пути преданности. Если кто-то будет поклоняться Шиве как сватан-тра-ишваре, он совершит оскорбление и сойдет с пути бхакти. Вайшнав-садхака должен поклоняться Шиве, прося его о бхакти. Это правильный метод. Но не только садхака должен поклоняться Шиве! Даже гопи – лучшие их совершенных преданных, поклонялись Шиве. Они просили Шиву даровать ми Кришну в качестве супруга. Поэтому во Вриндаване поклоняются гопишвара-махадеву. Вайшнавы поклоняются Шиве как маха-бхагавате, лучшему их вайшнавов и благодаря такому поклонению обретают бхакти. Вайшнавы никогда не просят у Шивы ничего материального. Демоны просят Шиву исполнить их материальные желания – они просят даровать им мистические силы, власть, бессмертие и т.д.

____________

* Лекция Шрилы Гоур Говинды Махараджа по «Шримад-Бхагаватам» (9.9.7).

** Этот стих произнес праведный царь Бхагиратха, моливший священную реку Гангу низойти на Землю.

____________
Два вида милости Шивы

Книги гуру ИСККОН
У Шивы есть два вида крипы, милости: шуддха-крипа, чистая милость и ашуддха-крипа, нечистая милость. Демоны обретают нечистую милость Шивы. Чистая милость Шивы – это бхакти; нечистая милость Шивы – это материальные благословения. Демоны, такие, как Равана, получают материальные благословения, которые не могут принести им счастья. Демоны просят власть, силу, влияние, и Шива с легкостью дает им все это. Сам Шива не нуждается ни в чем материальном – он ходит без одежды, на нем гирлянда из черепов, его украшения – змеи, он живет в местах кремации трупов, и его развлечение – безумный танец. Шива равнодушен к материальным благам, но если демоны просят его, он легко дает им то, что они хотят. Но это нечистая милость Шивы.

Тот, кто предлагает почтение Гопалу, но пренебрегает полубогами, слугами Гопала, никогда не обретет бхакти. В «Вишну-дхармоттаре» приводится такая история: царь по имени Амбариши (но не тот Амбариши Махарадж, о котором рассказывает Девятая Песнь «Шримад-Бхагаватам») был преданным Господа Вишну. Много лет он совершал суровые аскезы с целью доставить удовольствие Бхагавану. В конце концов, Вишну явился перед ним в образе Индры. При этом Гаруда стал слоном Индры – Айраватой. Когда царь Амбариши увидел перед собой Господа Вишну в образе Индры, он поклонился Ему и предложил удобное место для сидения. Вишну сказал: «О царь, проси о любом благословении!» Но Амбариши ответил Господу: «Мне не нужно от тебя, о Индра, никакого благословения! Я мечтаю об одном: я хочу получить благословение моего ишта-деваты, Вишну!» В ответ на это Вишну в образе Индры сказал: «То, что ты хочешь получить от Вишну, могу дать тебе и Я!» Но царь не хотел слушать Вишну. Тогда Вишну в образе Индры выхватил ваджру, оружие-молнию и замахнулся на царя: «Ну-ка проси у Меня благословение! Иначе, я превращу тебя в горстку пепла!» Но царь был непреклонен. Вишну был очень доволен поведением царя. Он предстал перед ним в Своем истинном образе и сказал: «Смотри – Я и есть твой ишта-девата!» Внимательно изучите поведение Амбариши. Он не проявил пренебрежения к Индре, он оказал ему теплый прием, выказал всевозможное почтение, но остался непреклонен в своем бхаджане. Вайшнав не хочет оскорблять полубогов.

В Четверной Песни «Шримад-Бхагаватам» мы находим описание того, как Дхрува Махарадж убивал якшасов, которые убили его брата. Желая остановить смертоубийство, к Дхруве пришел Сваямбхува Ману и сказал ему («Шримад-Бхагаватам», 4.11.33):

хеланам гириша-бхратур

дханадасйа твайа критам

йадж джагхниван пунйа-джана

бхратри-гхнам итй амаршитах

«Мой дорогой Дхрува, ты истребил великое множество якшей, считая их повинными в гибели своего брата, однако этот поступок возмутил брата Господа Шивы, Куверу, хранителя сокровищ полубогов. Учти, что своим поступком ты задел Куверу и Господа Шиву».

Кувера и Шива – братья и близкие друзья – сакха. Сваямбхува Ману сказал Дхруве: «Ты оскорбляешь не только Куверу, но и Шиву, великого преданного Кришны». Дхрува понял свою ошибку и стал молиться Кувере: «Пожалуйста, дай мне благословение, чтобы я смог обрести бхакти» Те, кто стремится к бхакти, оказывают почтение всем полубогам, они не пренебрегают никем, не говоря уже о Шиве, дева-деве.

В «Курма-пуране» Господь говорит: «Тот, кто поклоняется Мне, но пренебрегает Ишваной, Шивой, отправится в ад». Пример тому – Читракету Махарадж; он без злого умысла, но тем не менее, критиковал Шиву, вследствие чего стал демоном по имени Вритрасура. Таково было проклятие Парвати-деви. Сам Шива не считал себя оскорбленным, но Парвати приняла слова Читракету всерьез. Господь Капиладева говорит: «Нельзя пренебрегать ни одним живым существом». О том же самом сказал Махапрабху: прани матре махавакйе удвега на джива – «Ни в уме, ни словами, ни действиями не причиняйте боли ни одному живому существу». В «Махабхарате» сказано: «Милостивый отец никогда не станет причинять боли своему сыну. Точно так же Господь не хочет, чтобы кто-то из Его детей, живых существ, страдал. Господь очень доволен тем человеком, кто относится с состраданием к другим живым существам».

Однажды Брахма сказал Нараде: «Я не знаю никого, кто был бы столь же дорог Кришне, как Шива». Почему Шива столь дорог Кришне? Потому что он всегда опьянен нектаром стоп Господа Кришны. Поэтому он танцует подобно безумцу, не заботясь о том, одет он или нет, и поэтому он не знает, что такое дхарма, артха, кама и мокша.

Когда Шива танцует, весь мир содрогается – такова сила его божественных эмоций любви к Кришне. Капли нектара с лотосных стоп Кришны в форме омывшей их воды Ганги падают на голову Шиве, и Шива забывается в экстазе, заставляя содрогаться весь мир. В «Махабхарате» сказано: «Не стоит видеть разницу между Кришной и Шивой. Если человек оскорбит стопы Кришны, Господь простит его, но если он оскорбит стопы Шивы, Господь строго накажет его».

Множество раз во многих описаниях шастр мы встречам рассказы о том, как тот или иной демон получал благословение от Шивы, и потом самому Шиве приходилось искать защиты у Кришны. Шива очень добр – достаточно предложить ему один лист дерева бел и Шива скажет: татасту – «Пусть свое желание исполнится». Однажды полубоги разбили демонов в битве. Тогда демоны приняли прибежище у Майя Данавы, который обладал особыми мистическими силами и мог наделять ими других. Майя Данава создал для демонов три вимана (летательных аппарата) – золотой, серебряный и железный. Кроме этого Майя Данава создал колодец с живой водой, амрита-купа. Достаточно было тело убитого демона окропить водой из этого колодца, и демон моментально возвращался к жизни. Полубоги, которые стали терпеть одно поражение за другим, попросили Шиву помочь им. Шива стал молиться Кришне, и Кришна пришел к нему на помощь: Господь принял образ коровы, а Брахму превратил в теленка. Хотя демоны охраняли колодец, они, не задумываясь, пропустили корову и теленка, которые быстро-быстро выпили весь нектар бессмертия. После этого Шива смог с легкостью убить демонов. Когда Шива разделался в войском демонов, он выпустил три стрелы и уничтожил три вимана, которые были подобны по своим размерам городам (пурам). С этого дня Шива обрел имя Трипурари.

Вы знает также историю Врикасуры. Этот демон хотел получить благословение от Шивы – чьей бы головы он ни коснулся, этот человек или полубог должен был быть убит. Шива легко даровал это благословение, но демон сразу же захотел испытать его действенность на голове своего благодетеля. Шива бросился наутек. Он нигде не мог найти защиты, и тогда Кришна пришел к нему на помощь: Он явился перед Врикасурой в образе мальчика-брахмачари и сказал: «Дорогой Врикасура, объясни Мне, в чем дело. За кем ты гонишься?» Врикасура объяснил Кришне, что он бежит за Шивой, желая проверить дарованное им благословение. Кришна рассмеялся: «Да ты, Я вижу, глупец! Как ты мог поверить Шиве?! Всем известно, что Шива – безумен. Лично Я никогда не верю ему! Посмотри на него – ходит голый, обмазывает тело пеплом сожженных трупов, носит гирлянды из черепов… Нельзя верить сумасшедшим! Вот Мой тебе совет – сначала проверь действенность его благословения на своей собственной голове и потом, убедившись в том, что его слова не имели никакой силы, убей его. Лжец заслуживает того, чтобы быть убитым!» Врикасура, недолго думая, заключил, что слова мальчика-брахмачари справедливы; он тут же коснулся своей головы рукой, и голова его разлетелась на множество маленьких кусочков.

Посмотрите – как часто Шива давал благословения демонам, и Кришне приходилось спасть ситуацию! Но при этом знаете ли вы хоть один случай, чтобы Кришна разгневался на Шиву? Нет, этого не было ни разу. Кришна разгневался на Брахму, когда тот дал благословение демону Хираньякашипу. Кришна был вне себя от ярости. Но отношения Кришны с Шивой всегда исполнены теплоты. После смерти Врикасуры Кришна очень нежно сказал Шиве: («Шримад-Бхагаватам», 10.88.38-39):

муктам гиришам абхйаха

бхагаван пурушоттамах

ахо дева маха-девапапо

‘йам свена папмана

хатах ко ну мататсв иша

джантур вай крита-килбишах

кшеми сйат ким у вишвеше

критагаско джагад-гурау

«О Махадева, этого злодея убили последствия его собственных поступков. На что может надеяться человек, если он оскорбляет возвышенных святых, что уж говорить об оскорблении повелителя и духовного учителя всей вселенной (Шивы)?»

Вы видите, с каким почтением Кришна обращается к Шиве, в действительности Он прославляет Шиву как великого святого, махаджана, учителя для всего мира. В вышеупомянутой беседе с Нарадой Брахма сказал ему: «Кришна никогда не гневался на Шиву, но Он часто гневается на меня». «Не только это – продолжал Брахма. – Кришна даже поклонялся Шиве. Когда Кришна пришел на Землю в образе праведного царя Рамы, Он поклонялся Шиве для того, чтобы пересечь океан.

В другой раз, полубоги и демоны взбивали молочный океан с целью получения амриты (нектара бессмертия). В первую очередь появился страшный яд. Полубоги и демоны растерялись, все боялись прикоснуться к яду. Там находился Кришна; если бы Он захотел, яд в одно мгновение превратился бы в нектар. Но Кришна не стал делать этого. Вместо этого Он посоветовал полубогам и демонам: «Идите к Шиве, поклонитесь ему и, если он будет доволен вашим смирением, попросите его прийти и выпить яд». Полубоги и демоны послушались совета Кришны: они пошли к Шиве, совершили пуджу его стопам, вознесли молитвы и обратились к нему с просьбой о помощи. Шива с готовностью согласился помочь. Он пришел на берег молочного океана и, собрав весь яд в ладошку, выпил его. Кришна мог сделать это Сам. Почему же Он не сделал этого? Он просто хотел порадовать Своего близкого друга – Шиву, Он хотел, чтобы его друга знали как Махадеву, лучшего из богов, того, кому должны поклоняться все боги и все демоны».

Нарада сказал на это Брахме: «Однажды Шива поклонялся Кришне и просил его об одном благословении. Он говорил: «О мой Господь, сделай так, чтобы меня считали более великим, чем Тебя, чтобы мне поклонялись больше, чем Тебе!» Кришна даровал такое благословение Шиве».

Поэтому сегодня мы можем видеть, что Шиве поклоняются и демоны и преданные, но Кришне поклоняются только преданные – мы не знаем демонов, которые бы поклонялись Кришне. «Шива очень умен, - заключил Нарада. – Он попросил Кришну о том, что хотел Сам Кришна. Кришна хотел, чтобы его преданные были более прославленны, чем Он». Мад бхакта пуджабхйадхика («Шримад-Бхагаватам», 11.19.21) – «Мой преданный превыше всего, поклонение Моему преданному – самый высший вид поклонения, такое поклонение даже выше, чем поклонение Мне!» Преданный Кришны никогда ничего не хочет для себя. Все желания преданного суть желания Кришны.

Такова Шива-таттва – очень сокровенная и возвышенная.

Вопрос: Каково значение лилы Шивы, связанной с явлением Мохини-мурти?

Ответ: Увидев Мохини-мурти, Шива пришел в возбужденное состояние. Он забыл себя. Желание Шивы увидеть Мохини-мурти было рождено его умом, который перестал ему подчиняться. Это не было желанием его сердца. Поэтому данная лила учит нас: никогда не доверяйте своему уму.

Вопрос: Вы провели параллель между Шивой и Гуру…

Ответ: Это мнение Дживы Госвами, баба…

Вопрос: …Можем ли мы продолжить эту параллель: подобно тому, как Шива имеет материалистичных последователей, у гуру могут быть материалистичные последователи, и гуру дает и тем и другим свою милость?

Ответ: Да. Если ученик хочет бхакти, он обретет бхакти, но если его больше интересуют положение, престиж, деньги, слава, к нему придет все это по милости гуру. Но все эти достижения – шукарера вишта, испражнения свиньи.

Вопрос: Что вы можете сказать о сампрадайе Шивы?

Ответ: Сампрадая Шивы называется Рудра-сампрадая. Ачарьей этой сампрадайи является Вишнусвами. Шридхара Свами, первый комментатор «Шримад-Бхагаватам» также принадлежат к этой сампрадайе. Махапрабху с почтением принимал философские взгляды Шридхары Свами. Махапрабху взял понемногу из учения каждой из четырех вайшнава-сампрадай – Шри, Рудра, Санака и Брахма. Учение Махапрабху – ачинтья-бхедабхеда-таттва объединяет в себе воззрения четырех сампрадай. После явления Махапрабху сущность учений четырех сампрадай нашла свое прибежище в сампрадайе Махапрабху, поэтому до тех пор, пока представители этих сампрадай не примут покровительство в движении Махапрабху, они не смогут обрести прему.

В «Падма-пуране» сказано: «Учение божественной любви распространится из Утткалы (Ориссы, Пурушоттама-кшетры)». Поэтому именно сюда пришел Махапрабху, и здесь была штаб-квартира его проповеднического движения.

Вопрос: Утткал… Бхуванешвара-дхама является частью Утткалы, не так ли?

Ответ: Бхуванешвара – это врата в Пурушоттама-кшетру. Шива – стражник, охраняющий кшетру, Он – кшетра-пал. Здесь его зовут Лингараджа, Бхуванешвара.

Вопрос: Итак, учение чистой преданности распространится по всему миру… из небольшой хижины в Бхуванешваре?

Ответ: Со времени явления Махапрабху Его милость распространится по всему миру, баба! Все ачарьи приходили в Пурушоттама-кшетру. Бхактивинода Тхакур…

Вопрос: Принимал ли Господь Шива участие в играх Махапрабху?

Ответ: Да. Конечно. В «Навадвипа-махатмье» приводится описание славы Рудра-двипы. Шанкарачарья – воплощение Шивы, путешествовал по миру, покоряя все стороны света силой философии майявады. Он делал это по приказу Нараяны. Когда Шанкарачарья прибыл в Навадвипу, Шри Гауранга явился к нему во сне и сказал: тими амар дас…»Ты – Мой слуга и ты путешествуешь по миру с проповедью майявады, выполняя Мой приказ. Теперь ты прибыл в Навадвипу, и здесь Я запрещаю тебе проповедовать свое учение – Навадвипа очень дорога Мне. Иди в другие места». Майявада – воображаемое учение, проповедь этого ложного учения осуществлялось с определенной целью и предназначалось для определенного рода людей. Что касается Навадвипы, это место обитания чистых преданных. Философия маявады не для них. Так Шанкарачарья, воплощение Шивы, ушел из Навадвипы.

В это время на Рудра-двипе одиннадцать Рудр танцевали и славили Господа Гаурангу. Видя это, полубоги бросали с неба цветы.

Однажды в Рудра-двип пришел Вишнусвами, ачарья Рудра-сампрадайи. Его сопровождали ученики. Ночью ученики пели харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе / харе рама харе рама рама рама харе харе, Вишнусвами возносил молитвы Господу, и в это время перед ними появился Рудра. Все вайшнавы увидели Шиву, и Вушнусвами стал молиться ему. Шива, довольный молитвами Вишнусвами и тем, как тот проповедовал бхакти-таттву, сказал ему: «Проси у меня о любом благословении!» Вишнусвами сказал: «Я хочу, чтобы моя сампрадая стала совершенной вайшнава-сампрадайей». Шива даровал Вишнусвами такое благословение. Именно в тот день Вишнусвами-сампрадая получила имя Рудра-сампрадая. Шива благословил эту сампрадаю своей милостью. Вишнусвами остался на какое-то время жить в Навадвипе на Рудра-двипе и совершал гаура-бхаджан. Так он обрел гаура-прему, кришна-прему. Господь Гауранга явился к нему во сне и сказал: «Ты обрел милость Моего дорогого преданного, Рудры! Я очень доволен тобой. Теперь проповедуй свое учение шуддха-адвайта-ваду по всему миру!» Позже во времена Махапрабху Вишнусвами пришел как Валлабха Бхатта, Валлабхачарья. Таково заключение Самого Махапрабху. Он сказал Вишнусвами: кота дине хобе мор парама-сабайа шри валлабха-бхатта рупе туме хойбе удойа – «В будущем ты придешь в мир снова в образе вайшнава-ачарьи – Валлабха Бхатты».

Вопрос: В «Гаура-ганоддеша дипике» говорится, что Валлабхачарья является воплощением Шукадевы, то есть Шуки, попугая из кришна-лилы. Как согласовать эти два мнения?

Ответ: Аре баба! Валлабхачарья – знаменитый чтец «Бхагаватам». На основании этого мы можем понять, как в нем проявляется личность Шукадевы*. В одной личности из чайтанья-лилы могут одновременно находиться несколько личностей из кришна-лилы. Например, в личности Рамананды Рая присутствует Вишакха и Арджуна.

Вопрос: Говорится, что есть вишну-таттва, джива-таттва и шива-таттва. Но я слышал, что в «Лагху-бхагаватамрите» говорится, будто Шива – это тоже джива, подобно Брахме, который является дживой.

Ответ: Аре баба! В «Чайтанья-чаритамрите» ясно сказано: джива ной – «Шива – не джива!» Положение Шивы особенное, исключительное! В «Брахма-самхите» говорится, что Кришна и Шива – это как молоко и йогурт. Йогурт не отличается от молока по своим составляющим, но йогурт – уже не молоко. Йогурт не может стать молоком.

Вопрос: Я слышал о том, что это объяснение касается Садашивы, но в каждой вселенной есть Шива, который является экспансией Садашивы.

Ответ: Садашива – это Вишну. Рудра – экспансия Садашивы. Существует одиннадцать Рудр, один из которых носит имя Шанкара.

Вопрос: Правильно ли говорить, что на Шиву влияет гуна невежества?

Ответ: Шива – тамо-гуна аватара, воплощение гуны невежества. Поэтому иногда эта гуна влияет на него.

____________

* Шукадева – лучший из рассказчиков «Бхагаватам». Он был уполномочен рассказывать «Бхагаватам» Самими Шри Шри Радха-Кришной. Поэтому его называют ади-кави, первый из поэт
Почему Махапрабху принимал прасад Шивы

Книги гуру ИСККОН
Ступая походкой сильного молодого льва, Господь Чайтанья прибыл в деревню Экамрака (Экамра-канана), где вечно обитают Шива и Парвати.

Подходя к городу, Гауранга издали увидел купола храма Шивы и бросился бежать в этом направлении, переполняемый страстным желанием увидеть храмовое божество. Над куполам храма развевался флаг; перед тем, как войти в город, Махапрабху распростерся на земле. Кроме основного лингама – Вишвешвары, в городе было десять миллионов других лингамов, божеств Шивы.

Богобоязненный человек страшится, как бы не совершить оскорбление в городе, где каждый камень может оказаться лингамом.

Земля Экамраки подобна сандешу. В местном озере Бинду Сароваре обитают воды всех святых мест. Следует понимать, что здесь же находятся все святые места.

Господь Гауранга поклонился божествам Шивы и Парвати. Видя Шиву и Парвати, все преданные забыли о своей усталости. Гауранга оцепенел и стал шататься их стороны в сторону в экстазе, когда Он смотрел на Махеша. Махапрабху непрерывно произносил молитвы, Его губы дрожали, слезы хлынули их глаз, а тело покрылось испариной.

В это время преданные, спутники Махапрабху, тоже произносили молитвы Господу Шиве. Пуджари Шивы вышел и с почтением предложил Господу Гауранге прасад Шивы – благовония. Сандаловую пасту и благоухающую цветочную гирлянду.

Затем Господь отправился в дом местного преданного. Там Он принял немного риса и лег отдохнуть. Следующим утром Гауранга принял омовение в водах Бинду-Саровары, поклонился божеству Махадевы и продолжил Свой путь в Нилачалу.

Теперь, пожалуйста, выслушайте историю в этой связи. Однажды Дамодара Пандит спросил Мурари Гупту: «Мурари, скажи мен, почему Господь Чайтанья принял нирмалью (прасад) Шивы? Ведь известно, что в результате проклятия Бхригу Муни прасад Шивы стал нечистым и потому неприемлемым для шуддха-брахманов.** Махапрабху – Господь всех брахманов – почему же Он нарушил это предписание?»

Мурари Гупта отвечал: «Мой дорогой друг, Дамодара Пандит! Кто я такой, чтобы знать ум Махапрабху?! Я отвечу тебе в соответствии с моим пониманием. Если ты посчитаешь, что мой ответ будет верным, помести его в сердце.

Если кто-то проводит различие между Господом Хари (Кришной) и Господом Харой (Шивой) и по этой причине отказывается принимать прасад Шивы, совершает оскорбление Шивы, и на него распространяется проклятие Бхригу Муни. Почему это так? Потому что его сознание осквернено. Он не осознает славы Господа Шивы. Но тот, кто видит Кришну и Шиву равными друг другу, и с верой принимает прасад Шивы, становится очень дорог как Кришне, так и Шиве. Тот, кто подносит пищу Шиве, видя в нем величайшего вайшнава, вкушая остатки этой пищи, освобождается от всех своих грехов. В действительности, когда Господь Шива увидел Шри Чайтанью Махапрабху, он с радостью принял Господа как своего дорогого гостя. Проклятие Бхригу Муни распространяется только на материалистов, лишенных сознания Кришны. Если же кто-то поклоняется Шиве в дружеском расположении духа, он несомненно обретает любовь к Шри Кришне. Шри Чайтанья Махапрабху пришел в мир для того, чтобы учить людей этому пути, ведущему к совершенству». Так Мурари Гупта отвечал на вопрос Дамодары Пандита.

Дамодар Пандит сказал: «О Мурари, спасибо тебе. Ты развеял мои сомнения. Этим ты доставил радость мне и всем остальным».

Посетив храм Капотешвары (Шивы), Махапрабху склонился перед Махадевом и, приняв омовение в чистых водах реки Бхаргави, направился в Джаганнатха Пури. Так Лочана дас Тхакур описывает трансцендентные деяния Шри Гаурахари.

__________

* Лочана дас Тхакур, «Чайтанья-мангала» (Мадхья-кханда, глав 16).

** Во время скандального жертвоприношения Дакши, Бхригу Муни в ответ на проклятия Нандишвары произнес такие слова: «Те, кто дает какой-нибудь обет ради того, чтобы умилостивить Господа Шиву, и те, кто следует примеру Господа Шивы, станут атеистами и будут нарушать трансцендентные предписания шастр. Те, кто дал обет поклоняться Господу Шиве, настолько глупы, что попытаются подражать ему, отращивая длинные волосы. Они начнут пить вино и употреблять в пищу мясо. Путь, указанный в Ведах, - это чистый и высший путь, которым идут святые люди, и, понося ведические предписания, приверженцы Бхутапати (Шивы), несомненно, опустятся до атеистических представлений». («Шримад-Бхагаватам», 4.2.28, 29, 32).

__________
Шива – даритель бхакти

Книги гуру ИСККОН
Шива – бхакти-прадатах, великий вайшнав, способный даровать бхакти. Если Шива доволен кем-то, он может одарить его бхакти. Шива наделяет преданного адхикарой (квалификацией) для того, чтобы тот мог служить дхаме. Шива дает дхама-сева адхикару и бхакти адхикару. Поэтому вайшнавы посещают храм Шивы. Мы следуем по стопам Махапрабху, который посещал храмы Шивы. Так же поступали все гаура-пр и йа-джаны, близкие спутники Махапрабху: они поклонялись Шиве и молили его даровать им кришна-бхакти. Так, например, Ш рила Санатана Госвами в своей “Брихад-бхагаватамрите” молился Шиве:

вр индавани-пате! джайа сома сома-мауле

санака-санандана-санатана-нарадедйа

гопишвара! враджа-виласи-йугангхри-падме

према прайачха нирупадхи намо намасте

«О страж Вриндаваны! О тот, чей лоб украшает полумесяц! О муж Умы! О тот, кому поклоняются мудрецы во главе с Санакой, Сананданой, Санатаной и Нарадой! О Гопишвара! Слава тебе! Ты – обитель любви! И потому ты можешь даровать ничем не обусловленную любовь (нирупадхи-прему), которая вечно живет в сердцах гопи. Я вновь и вновь в почтении склоняюсь перед тобой, молю тебя даровать мне прему к лотосным стопам Шри Шри Радха-Мадхавы, которые вечно наслаждаются божественными играми на земле Враджа-дхамы».

«Шримад-Бхагаватам» был впервые произнесен в Бхуванешваре. Шива произнес Бхагаватам для своей супруги Парвати. Однажды Шива сказал: ахам ведми шуко ветти вйасо ветти на ветти ва бхактйа бхагаватам грахйам на буддхйа на ча тикайа – «Я знаю «Бхагаватам», Шукадева знает «Бхагаватам», но что касается Вьясадевы – он может быть знает «Бхагавата», а может быть и нет. «Бхагаватам» можно понять только силой бхакти»* Когда Шива рассказывал «Шримад-Бхагаватам» для своей супруги в Экамра-канане, его также слушал один попугай. Шука означает «попугай». Сначала Парвати слушала и поддакивала Шиве, который, закрыв глаза и погрузившись в экстаз, рассказывал «Бхагаватам». Философия «Бхагаватам» была сложна для понимания Парвати, и она заснула. Шука не хотел, чтобы Шива замолчал, и он голосом Парвати стал поддакивать в ответ на рассказы Шивы. Сначала Шива не замечал этого, но в конце концов он увидел, что Парвати спит, а кто-то другой поддакивает ему. Увидев шуку, Шива разгневался и погнался за ним с намерением убить. Разъяренный Шива гнался за попугаем, размахивая своим трезубцем. Шука полетел туда, где жили Вьясадева и его жена, дочь Джабали. Когда праведная супруга Вьясы нечаянно зевнула, шука залетел в ее рот. Так шука оказался под защитой Вьясы и позже явился на свет из лона его жены как Шри Шукадева Госвами, великий рассказчик «Шримад-Бхагаватам». Поэтому сказано: «Шука (Шукадева Госвами) знает «Бхагаватам».

____________

* «Чайтанья-чаритамрита», 24.313.

____________
Бхуванешвар – город Шивы
Бхуванешвар – город Шивы

Мы не должны пренебрегать полубогами, - хотя и не являясь Верховной Личностью Бога, они, тем не менее, - слуги Кришны.

Этому учил Махапрабху. В особенности это справедливо в отношении Господа Шивы. Про него сказано: вайшнаванам йатаха шамбху – «Шива – лучший из вайшнавов». В ходе Своих странствий Махапрабху посетил много храмов Шивы и всегда оказывал почтение божеству Шивы. Шива известен как кшетра-пал: во Вриндаване – Гопешвара Махадева, в Камьяване – Камешвара Махадева, у Говардхана – Чакрешвара Махадева, в Нандаграме – Нандешвара Махадева и в Матхуре – Бхутешвара Махадева, Гокарнешвара Махадева, Чакрешвара Махадева, Бридхьешвара Махадева и Рангешвара Махадева. Помимо этого в Матхуре мы можем увидеть множество храмов Господа Шивы.

В «Ади-Вараха Пуране» упоминается, как Господь Вишну приказал Шиве: «Стань кшетра-палом в Матхуре для того, чтобы защищать Мою кшетру. Если человек выразит тебе почтение, он обретет благо такое же, как если бы обошел Мою дхаму». Поэтому те, кто совершает Вриндавана-парикраму, сначала посещают храм Бхутешвары Шивы в Матхуре и получают его даршан.

Ведические писания о Бхуванешваре

Бхуванешвара-кшетра является обителью Шивы. Об этом сказано в «Чайтанья-бхагавате». Шрила Вриндавана дас Тхакур упоминает Бхуванешвар. Когда Шри Чайтанья Махапрабху шел в Шри Джаганнатха Пури, Он остановился в Бхуванешваре. Здесь Он посетил храм Лингараджа. Махапрабху сказал, что Лингарадж – это Близкий слуга Анантадевы. «Чайтанья-бхагавата» содержит следующее описание: «Шриман Махапрабху пришел в Бхуванешвар. Он пел и танцевал пред божеством Господа Шивы в храме Лингараджа». Следуя по стопам Махапрабху, вайшнавы приходят в этот храм, поют и танцуют перед божеством Лингараджа.

В «Сканда-пуране» приводится такое описание: Однажды в Каши (Варанаси) правил царь – великий преданный Шивы. Он был материалистом и потому поклонялся Шиве, желая покорить Кришну. Ради этого он совершал аскезы и проводил жертвоприношения. Кто способен понять характер и мотивы поступков такого вайшнава, как Шива? Это не под силу даже полубогам, что же говорить об обычных людях? Шива был доволен аскезами царя и сказал ему: «Иди и сражайся с Кришной. Я пойду следом и помогу тебе». Итак, царь отправился на битву с Кришной, а за ним шли Шива и его спутники. Кришна, известный также, как Васудева и Девакинандана, без всякого труда расправился с Кашираджей, отрубив Своей сударшана-чакрой его голову, а затем и головы всех слуг Шивы. Чакра летала по всему городу Каши, отрубая головы направо и налево. Город был усыпан обезглавленными трупами. Затем чакра подожгла город, который в мгновение ока превратился в пепелище. Увидев это, Шива страшно разгневался и выпустил свое оружие – пашупата-астру. Но что может сделать оружие Шивы, пашупата-астра, перед оружием Кришны, сударшана-чакрой? Она оказалось беспомощной, и вернулась к своему хозяину ни с чем. Сударшана-чакра стала неумолимо преследовать Шиву, и тот бросился наутек. Шива бежал с одной планеты на другую, но нигде не мог укрыться от обжигающего огня диска Господа Кришны. В конце концов, Шива понял: «Никто, кроме Кришны, не сможет меня защитить». Тогда он предался лотосным стопам Кришны и вознес Ему множество замечательных молитв. Шива сказал: «О, Господь моего сердца, я всегда гордился собой, но сегодня я понял, что не могу больше жить без Тебя. Ты – мое единственное прибежище. Ты уничтожил мой город и теперь мне негде жить. Прошу Тебя – скажи, где я могу поселиться».

Господь Кришна сказал Шиве: «Моя вечная обитель находится в Пурушоттама-кшетре, а к северу от этого места расположена Экамра-канана. Это очень благоприятное место, милостью которого человек может обрести бхукти и мукти. Экамра-канана очень красива. Поселись там. Тогда тебя будут звать Бхуванешвар. Поселившись в Экамра-канане, ты станешь кшетра-палом, хранителем Пурушоттама-дхамы».

Бхуванешвар известен также под именем Хемачала или Сварнади-кшетра. На территории этой кшетры находятся миллионы шива-лингамов (коти лингам). Здесь расположены восемь знаменитых тиртх. Бхуванешвар превосходит в святости Варанаси, и он очень дорого Шиве.

В произведении «Сварнади Махадева грантха» говорится о том, что однажды сюда пришел Вьясадева. Поскольку Экамра-канана – это вайшнава-кшетра, Вьясадева описал ее славу.

Однажды Господь Шива, Шамбху, поведал о славе Экамра-кананы своей супруге богине Парвати. Узнав о величии этого святого места, Парвати, известная также, как Бхагавати-деви, пришла в Бхуванешвар, чтобы своими глазами увидеть дхаму и поклониться божеству Маха-лингама. Этот знаменитый лингам имеет наполовину белый, наполовину черный цвет – ситасита варна. Именно этому лингаму совершала поклонение Деви.

Однажды Деви увидела, как из близлежащего озера вышли сотни коров, окружили лингам, омыли его своим молоком из вымени и ушли. На следующий день Деви увидела тех же самых коров; тогда она приняла образ маленькой девочки-пастушки (гопалини) и проследовала за коровами. В это мгновение появились два брата-демона, Крити и Васа; они были очарованы красотой Деви в образе девочки-пастушки. Подойдя к Деви, они предложили ей стать их женой. Деви ничего не ответила демонам, она исчезла и, придя к своему супругу Шиве, рассказала о том, что с ней произошло. Господь Шива знал историю этих двух демонов: они были сыновьями ракшаса Друмилы. Ранее Друмила поклонялся многим богам, которые дали ему такое благословение: «Твои сыновья не смогут быть убиты никаким оружием». «Я не могу убить их, - заключил Шива. – Но ты сможешь это сделать». Шива дал особые наставления своей супруге и та, в образе пастушки, вновь появилась перед демонами. Она сказала: «Хорошо, я исполню ваше желание, но вы должны будете выполнить одно мое условие: я стану женой только того из вас, кто сможет пронести меня на своих плечах или голове». Сказав это, Бхагавати-деви явила всю свою божественную силу и, поместив одну свою стопу на плечо одного демона, а вторую – на плечо другого, раздавила их. Богиня убила двух демонов в своей форме Вишвамбхари. Вишва означает вселенная. С этого дня Шамбху и Деви навсегда поселились в Экамра-канане.

Бинду Саровара

Убив двух демонов, Крити и Васу, Бхагавати-деви почувствовала себя очень усталой и захотела пить. Поняв ее желание, Господь Шива с помощью своего трезубца (Тришула) пронзил вершину холма и там образовался глубокий колодец, который получил имя Шанкара Вампи. На это Деви сказала: «Я желаю, чтобы здесь был большой пруд, саровара». Тогда по приказу Шивы все святые реки, такие, как Кавери, Гомати, Кришна, Ямуна, Сарасвати, Гандаки, Ришикулья, Маханади и другие, появились в этом месте и заполнили пруд, вырытый быком Шивы, Нанди. Не только земные реки, но и небесные реки, а также реки с Паталалоки, такие, как Мандакини и Кширодака, пришли, чтобы влить свои воды в саровару. Господь Шива приказал каждой из святых рек влить в саровару каплю (бинду) своих вод. Господь Брахма присутствовал при этом и провозгласил, что новое озеро будет называться Бинду Саровара*. Затем явился Господь Вишну, Джанардана. Он омылся в водах озера, после чего это сделали Господь Брахма и все полубоги. Брахмаджи совершил поклонение Господу Вишну, и тот поместил на восточном берегу озера божество Анантадевы. Шива стал кшетра-палом, а Анантадева – повелителем кшетры. Анантадева пребывает на восточном берегу саровары вместе со Своей сестрой Субхадрой. На главной стене храма находится изображение Лакшмидеви и Сударшана-чакры. Шри Анантадева и Шри Мадана-мохан – ишта-деваты (почитаемые Божества) Лингараджи Шивы. Мадана-мохан в Бхуванешваре имеет четырехрукий образ. Во время чандана-ятры божества Шиваджи и Ананта Васудевы катают на качелях (джхула). Чандана-ятра на Бинду-сароваре начинается в то же самое время, что и чандана-ятра в храме Джаганнатхи в Пури. В Пури есть три знаменитых божества Шивы, и все они отправляются вместе с Мадана-моханом на чандана-ятру. В храме Ананта-Васудевы, супруга Шивы Вайшнави Бхагавати сама готовит бхогу, и сама предлагает ее Господу. Сначала бхогу подносят Ананта-Васудеве, а затем вишну-прасад отправляется в храм Шивы. Господь Шива всегда радуется возможности почтить прасад своего ишта-деваты. Так вайшнавы поклоняются Шиве. Тот, кто не обладает знанием вайшнава-сиддханты, поклоняется Шиве непосредственно. Вайшнавы никогда не принимают в пищу продукты, которые были напрямую предложены Шиве – сначала они предложат их Вишну (Кришне), а затем – вайшнаву Шиве. Так пища становится маха-прасадом и маха-маха-прасадом, то есть прасадом Господа и прасадом преданного Господа. Эта система существует с незапамятных времен в храме Джаганнатхи в Пури. На территории храма Джаганнатхи можно видеть алтари Дурги, Шивы и Лакшми. Сначала пуджари предлагают бхогу Господу Джаганнатхе, а затем джаганнатха-прасад первым делом достается многочисленным богам и богиням.

Если человек примет омовение в озере Бинду Саровара, это будет равно омовению во всех святых местах мира. Если человек придет в храм Ананта Васудевы и получит даршан божества, это будет равно тому, как если бы он увидел Самого Господа.

Так Шиваджи по милости Господа Джанарданы Кришны стал кшетра-палом, хранителем святой дхамы.

__________

* В следующем разделе данной книги будет приведена другая история, связанная с называнием этого озера. Верующего читателя не должны смущать кажущиеся противоречия, ибо Абсолютная Истина многогранна и удивительна.

«Шримад-Бхагаватам» о Бинду-сароваре

Озеро Бинду-саровара было известно еще в Сатья-югу. «Шримад-Бхагаватам» (3.21.38-46) так описывает это священное место:

йасмин бхагавато нетран

нйапатанн ашру-биндавах

крипайа сампаритасйа

прапанне ‘рпитайа бхришам

тад вай биндусаро нама

сарасватйа париплутам

пунйам шивамритам-джалам

махарши-гана-севитам

«К берегам священного озера Бинду-саровара, куда несет свои воды река Сарасвати, стекаются сонмы великих мудрецов. Его священные воды не только целительны, но и сладки, как нектар. Это озеро называют Бинду-саровара, потому что в его воды капали слезы, катившиеся из глаз Господа, который проникся великим состраданием к мудрецу*, искавшему у Него защиты».

пунйа-друма-лата-джалаих

куджат-пунйа-мрига-двиджах

сарварту-пхала-пушпадхйам

вана-раджи-шрийанвитам

«Вокруг озера росли благочестивые деревья и лианы, которые круглый год цвели и плодоносили. Под сенью этих деревьев жили благочестивые животные, а на их ветвях вили гнезда благочестивые птицы, оглашавшие лес своим щебетанием. Раскинувшиеся на берегах озера тенистые рощи делали его еще прекраснее».

матта-двиджа-ганаир гхуштам

матта-бхрамара-вибхрамам

матта-бархи-нататопам

ахвайан-матта-кокилам

«Воздух над озером был наполнен трелями ликующих птиц и жужжанием опьяненных пчел. В рощах самозабвенно танцевали гордые павлины и перекликались веселые кукушки».

кадамба-чампакашока

каранджа-бакуласанаих

кунда-мандара-кутаджаиш

чута-патоир аланкритам

карандаваих плаваир хамсаих

курараир джала-куккутаих

сарасаиш чакравакаиш ча

чакораир валгу куджитам

«На берегах озера Бинду-саровара цвели деревья кадамба, чампака, ашока, каранджа, бакула, асана, кунда, мандара, кутаджа и молодые манговые деревья. Воздух над озером оглашали ласкающие слух крики уток карандава, плав, лебедей, скоп, водоплавающих птиц, журавлей, чакравак и чакор».

татхайва харанаих кродхаих

швашид-гавайа-кунджараих

гопуччахаир харабхир маркаир

накулаир набхибхир вритам

«На его берегах обитали лани, вепри, дикообразы, гаваи, слоны, бабуины, львы, обезьяны, мангусты и мускусные олени».

Придя на берег озера Бинду-саровара, великий мудрец и отец Капилы, воплощения Господа, совершал аскезы. Здесь Господь даровал ему Свой даршан и благословил его. Как пишет Шрила Прабхупада в комментарии к вышеприведенным стихам «Шримад-Бхагаватам» (3.21.38-39): «Кардама Муни совершил аскезы, стремясь удостоиться беспричинной милости Господа, и, когда Господь предстал перед мудрецом, Он преисполнился к нему состраданием и стал лить слезы радости, из которых образовалось озеро Бинду-саровара. С тех пор мудрецы и философы поклоняются озеру Бинду-саровара, идо, согласно философии Абсолютной Истины, Господь и слезы, пролившиеся из Его глаз, неотличны друг от друга. Подобно тому, как капли пота, упавшие с большого пальца на ноге Господа, стали священными водами Ганги, слезы, катившиеся из Его трансцендентных глаз, образовали озеро Бинду-саровара. И Ганга, и озеро Бинду-саровара имеют трансцендентную природу, поэтому им поклоняются все великие мудрецы и философы. Воды озера Бинду-саровара названы в этом стихе шивамрита-джалам. Шива значит «исцеляющий». Каждый, кто пьет воду озера Бинду-саровара, исцеляется от всех материальных недугов, так же, как и тот, кто совершает омовение в Ганге. Все великие ученые и авторитеты признают эти истины и действуют в соответствии с ними даже сейчас, в эпоху всеобщей деградации, какой является век Кали».

Лечебные свойства вод Бинду-саровары отметил также Кардама Муни. Служа в течение многих лет своему мужу, дочь Сваямбхувы Муни праведная Девахути утратила молодость и красоту. Видя это, великодушный Кардама Муни сказал:

нимаджджйасмин храде бхиру

виманам идам аруха

идам шукла-критам тиртхам

ашишам йапакам нринам

«Дорогая Девахути, искупайся в озере Бинду-саровара, сотворенном Самим Господом Вишну и способном исполнить любые желания человека, а затем взойди на этот воздушный корабль».

Когда Девахути исполнила повеление супруга и искупалась в озере, ее тело стало вновь молодым и здоровым.

О целительных свойствах озера Бинду-саровара говорил также и Шрила Прабхупада, о чем будет рассказано далее.

___________

*Имеется в виду Кардама Муни

___________
________________
От издателей

Книги гуру ИСККОН - Бхуванешвар – город Шивы
Шива – это тот, кого невозможно понять до конца. Он – не только полубог, которому вверено создавать и уничтожать вселенную, не только объект почитания йогов-мистиков и имперсоналистов, не только предводитель бхутов и пишачей… Шива, в первую очередь, - Вайшнав Тхакур, великий преданный Господа Кришны. Об этом он говорит сам:

тенхо карена кришнера дасйа-пратйаша

нирантара кахе шива, ‘муни кришна-даса

кришна-преме унматта, вихвала дигамбара

кришна-гуна-лила гайа, наче нирантара

«Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 6.80-81

«Садашива желает, чтобы его всегда называли слугой Кришны: он говорит: «Я – слуга Господа Кришны!» Опьяненный любовью к Господу, он забывает себя, теряя одежду, радостно танцует и поет об удивительных качествах Кришны и Его божественных играх».

Шива охраняет святую дхаму от греховных людей, он защищает чистый путь бхакти от лицемеров, он стоит на страже радха-кришна-лилы, оберегая самые сокровенные игры Бхагавана и Его сварупа-шакти.

Кроме того, Шива – проводник в мир божественного. Приняв его руководство, можно достичь лотосных стоп Всевышнего Господа.


Последний раз редактировалось: Princessa V.I.P. (2011-09-29 23:43), всего редактировалось 3 раз(а)
Profile PM

admin

Стаж: 14 лет

Сообщений: 4825

Россия

post 29-Сен-2011 23:38 (спустя 7 минут)

Quote

Цитата:

Он – не только полубог, которому вверено создавать и уничтожать вселенную
Уже можно выбрасывать книгу в мусорный бак.

Насчет ШБ (если отбросить кривые переводы), то среди тех же санскритологов встречается часто мнение, что та версия ШБ, которая сейчас распространяется, не такая уж и древняя.
На основе стремительного искажения того же гаудия-вайшнавизма за 500 лет. становится понятно что происходит с религиями.

По аналогии с тем же христианством, из которого выбросили (вычеркнули из писания), годы жизни Иисуса в промежутке с 12 до 30 лет.
Profile PM

Princessa V.I.P.

Стаж: 13 лет

Сообщений: 1800

post 29-Сен-2011 23:39 (спустя 1 минута)

Quote

Это понятно, но не всем!
Думаю, надо найти и указать на причину недоразумения, в следствии чего некоторые вайшнавы стали ко всем Проявлениям Бога с именем Шива и т.п. применять такой термин, как "полу-бог"...
Потому что в коментариях и вишну "полубогом" называют, о брахме уже молчу....
когда речь идёт об управлении гунами,
ну, в общем, они на уровне плинтуса...


Последний раз редактировалось: Princessa V.I.P. (2011-09-30 00:46), всего редактировалось 3 раз(а)
Profile PM

admin

Стаж: 14 лет

Сообщений: 4825

Россия

post 29-Сен-2011 23:47 (спустя 8 минут)

Quote

Начнем с того, что гуру начали писать свои книжки, а не переводить тексты.

К примеру гаудия-вайшнавизм.
Зачем переводить кучу трудов тех же Госвами (которые между тем полубогом Шиву не называют), если можно свои книжки написать.

Вот компания "GOD BROTHERS" после ухода Ананты Васудева и принялась книжки писать.
Фактически, в некоторых матхах пишут книги, делают утверждения даже не ссылаясь на источник (просто подписывают : так сказал наш гуру). Так как принцип "по стопам" предполагает следование, то вслед за гуру повторяют и его ученики, и их ученики ..., и так по цепи глупости передают.


Последний раз редактировалось: admin (2011-09-29 23:50), всего редактировалось 1 раз
Profile PM

Princessa V.I.P.

Стаж: 13 лет

Сообщений: 1800

post 29-Сен-2011 23:49 (спустя 1 минута)

Quote

Однако, здесь ссылаются, в основном, на непререкаемое мнение/учение Махапрабху...
Используя цитаты из его Богословия, истории из его жизни, как-то связанные с Шивой...

Но, что бросается в глаза, так это невероятная приземлённость БОЖЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ (СМЫСЛА)...
Думаю, и в переводах путаница из-за простого "земного"\"чело-вяческого" недопонимания...


Последний раз редактировалось: Princessa V.I.P. (2011-09-30 00:48), всего редактировалось 2 раз(а)
Profile PM

Princessa V.I.P.

Стаж: 13 лет

Сообщений: 1800

post 29-Сен-2011 23:55 (спустя 6 минут)

Quote

admin
круто вы разделались с фанатиками в теме о КАЛЬКИ Аватаре..
Подвели резюме и
...теперь, наверное, оставили форум без оппонентов...
Profile PM

admin

Стаж: 14 лет

Сообщений: 4825

Россия

post 29-Сен-2011 23:57 (спустя 1 минута)

Quote

Начнем с банальных нестыковок, а именно утверждения кришнаитов:
1. Шива полубог;
2. наш гуру (очередной педофил, растаман и т.д.) НЕОТЛИЧЕН ОТ КРИШНЫ.

Иными словами, глядя на очередного растамана нельзя его считать получеловеком, или полубогом..., но нужно считать его Кришной, а глядя на Шиву - нужно считать его полубогом. ap

Это не веды, а просто спекуляции обкуренных растаманов..., иначе это сложно назвать. ag


Последний раз редактировалось: admin (2011-09-30 00:02), всего редактировалось 1 раз
Profile PM

Princessa V.I.P.

Стаж: 13 лет

Сообщений: 1800

post 30-Сен-2011 00:02 (спустя 4 минуты)

Quote

Однако, что говорить, если ясно... ?
Люди не обладают "шивам нетрам" (чистым видением ) и говорят о Проявлениях Бога... с именами Шивы, Рудры, Шанкары, Махешвара, Санкаршаны м т.д.
... так как это им привидилось в УМЕ!!!

Тот же "принцип" сработал и в отношении только своих, определённых гуру...
как будто больше вообще никаких гуру от Бога не существует...
ну да, ведь всем остальным (невайшнавам) не дотянуться до Кришны!


Последний раз редактировалось: Princessa V.I.P. (2011-09-30 00:27), всего редактировалось 3 раз(а)
Profile PM

admin

Стаж: 14 лет

Сообщений: 4825

Россия

post 30-Сен-2011 00:09 (спустя 6 минут)

Quote

В уме им привиделась такая картина.

1. Стоит сто человек.
2. В соответствии с двайтой (впрочем в отношении гуру применяется совсем противоположное - "гуру не отличен от Кришны") нужно считать, что все они различны.
3. Дальше нужно выбрать одного Богом, а всех остальных назвать его слугами.
4. Так как очередь длинная - нужно всех слуг поставить в очередь по принципу "стань последним в очередь и служи".

Такая себе дешевая попытка создания монотеистической религии на основе двайты .
Это современная сиддханта эпохи нью-эйдж, в которой обкуренного растамана считают неотличным от Кришны, а Шиву - полубогом.

На заметку : принцип неотличия\тождественности гуру и Бога - это принцип адвайты (так же встречается в христианстве, поскольку он упирается в затерянные годы Иисуса); принцип таков -> Бог есть сознание вне иллюзии порождающей разделение, и гуру это сознание вне иллюзии порождающей разделение, и поскольку разделение лишь иллюзия - гуру не отличен от Бога.
Собственно, до уровня Бога вне иллюзии тот же Иисус и подымал своих учеников, потому и говорил (ссылаясь на писания): "разве не написано в законе вашем: Я сказал вы боги" .
Можно привести пример Бога, который не утрачивая верного понимания, воплотился в теле, оставаясь Богом вне иллюзии.

Это вообще-то касается реализованных гуру, а не тех, кто просто повторяет "гуру неотличен от Бога" (повторять может и попугай, только попугаю до реализации еще далеко..., ну а до чудес того же Иисуса и подавно).


Последний раз редактировалось: admin (2011-09-30 02:41), всего редактировалось 18 раз(а)
Profile PM

Princessa V.I.P.

Стаж: 13 лет

Сообщений: 1800

post 30-Сен-2011 00:26 (спустя 17 минут)

Quote

admin писал(а):

В уме им привиделось такая картина.
3. Дальше нужно выбрать одного Богом, а всех остальных назвать его слугами.
В ИСККОНе этот вариант самый легко-реализуемый:
С.Прабхупада - это Садгуру от Кришны (как и Махапрабху), а все его последователи и есть его слуги!
А что делать-то другим матхами?

И ещё, интересно, кто из них, гуру-вайшнавов, всё-таки первым применил термин "полубог" к Шиве?

Мне понравилось такое понимание:

Цитата:

17-Авг-2010 17:44 admin :...Золотой Век, он уже настал давным давно.
Просто браманы ИСККОН (особо одаренные) неправильно для вдохновления прихожан его толкуют.
Правильное толкование гласит, что век Кали будет наростать с каждым днем,
а Золотое Вкрапление - это горстка личностей, которые поймут о чем говорил Махапрабху.
Действительно, в каких "матхах" останется эта горстка личностей, если правильное понимание на корню вырубается???

Чтобы увидеть целиком ТО, в чём находишься, иногда важно выйти из него и отойти подальше!!!


Последний раз редактировалось: Princessa V.I.P. (2011-09-30 00:50), всего редактировалось 1 раз
Profile PM

admin

Стаж: 14 лет

Сообщений: 4825

Россия

post 30-Сен-2011 00:35 (спустя 8 минут)

Quote

Цитата:

С.Прабхупада - это Садгуру от Кришны (как и Махапрабху), а все его последователи и есть его слуги!
Снова таки, ни жена Прабхупады, ни индусы, ни его God Brothers ничего особого в Прабхупаде не видели.

В США свами оказался в центре внимания, как и военный в камуфляже среди гражданских. Других американцы попросту не знали, и если не из чего выбирать, то само собой он стал для них предводителем.

Собственно, когда после развала СССР начали приезжать те же God Brothers Прабхупады (каждый из которых не имея никаких полномочий, равно как и Прабхупада, стал ачарья и открыл матх), то исконовцы начали с ними бороться. Даже видео где-то в сети валялось на тему : кришнаиты бьют кришнаитов (конкуренция так сказать). Впрочем, аналогичная ситуация была и с GBC самого искона, которые боролись между собой за регионы ..., а если GBC из другого региона приехал в регион другого GBC - это уже наезд. ag

Организации меня совсем не вдохновляют. Организовывать собственно и нечего, кроме сбора денег. В начале деньги были нужны на книги, а потом собственно деньги нужны были ради денег, поскольку всё предоставляется за деньги.


Последний раз редактировалось: admin (2011-09-30 00:41), всего редактировалось 4 раз(а)
Profile PM
Показать сообщения:    
Ответить на тему

Текущее время: 29-Мар 08:41

Часовой пояс: GMT - 2



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы

Добро пожаловать на наш трекер, который станет для вас незаменимым пособием по йоге, медитации и источником полезных советов на каждый день в разных жизненных ситуациях. Оставайтесь с нами, приглашайте друзей, делитесь ссылками на понравившиеся вам материалы. С уважением, Администрация сайта goloka.org.ua.

Традиционно, разные школы базируются на двух фундаментальных вопросах: 1) что есть мир, и 2) что\кто есть Я, иными словами чем есть всё то, что воспринимается, и кем есть тот, кто всё это воспринимает. Казалось бы уже у каждого есть ответы на данные вопросы, и потому они более не задаются. Йога базируется на том, что положенные в основу жизнедеятельности (жизни\бытия + деятельности) неверные ответы, на упомянутые выше вопросы, приводят к страданиям, впрочем верно и обратное – утвердившись в истине, достигается состояние противоположное страданиям (порой именуемое противоположным берегом сансары). ). С точки зрения теории - всё достаточно легко, а с точки зрения практики - не всё так просто (ответы, и всё что базировалось на них, повторялось длительное время, и как следствие обладают устойчивой тенденцией к дальнейшему повторению, которое ведет к дальнейшему страданию - теория не прекращает повторения всего того, что повторялось, но указывает на то, что должно прекратить повторяться. В свою очередь, администрация желает вам успехов в практике, которой мало кому хочется заниматься, в результате чего достигается только состояние 1) я знал как должно, 2) но делал как обычно, и 3) получил результат именно из второго пункта, искренне рассчитывая на результат из первого пункта :)

Великие изречения ведических писаний, которые указывают на суть:

1. Прагьянам брахма — «сознание есть Брахман» («Айтарея-упанишада» 3.3 «Ригведы»)
2. Аям атма брахма — «атман есть Брахман» («Мандукья-упанишад» 1.2 «Атхарваведы»)
3. Тат твам аси — «то ты еси» («Чхандогья-упанишада» 6.8.7 «Самаведы»)
4. Ахам брахмасми — «Я есмь Брахман» («Брихадараньяка-упанишада» 1.4.10 «Яджурведы»)