Вопрос не в словах, а исключительно в тенденциях сознания. На работу с тенденциями сознания у людей уходит порядком времени и сил, и уж точно тенденции от одноразового повторения мантры не исчезнут.
Когда тело умирает, то в сознании либо 1) тенденции остаются, либо 2) тенденций не остается.
Вот в случае если они остаются (а это чуть ли не в 100% случаев) - тенденции трансформируются в очередное рождение.
Тенденции появляются каждую секунду (не говоря уже о накопленных): человек попадает в ситуацию, ситуация порождает тенденцию, а тенденция формирует следующую ситуацию и так до бесконечности.
Существуют грубые тенденции (разного рода привязанности к миру), существуют тонкие тенденции (увлеченность разными внутренними состояниями блаженства и т.д.), а есть еще сверхтонкие. Все они приводят к перерождению в разных мирах.
Когда некий гуру говорит, что ученик отправился в "духовный мир" - это по большому счету вранье чистой воды: гуру не может заглянуть в сознание ученика, и выявить наличие тенденций.
Проверить такого гуру проще простого : выдумайте 10-ти значное число, и попросите гуру назвать его. Если он его не может назвать - он не может проникнуть в сознание ученика, чтобы выявить не только тенденцию, но даже числовую комбинацию.
Так что можете не напрягаться, когда очередной раз услышите утверждение, что кто-то куда-то там отправился.
vidyanandadas, если я скажу, после смерти вашего тела, что "vidyanandadas достиг освобождения" - это никак не устранит тенденций вашего сознания, но вдохновит людей.
Удачно сказал Сикидвая в Йога Васиштхе, когда ему толковые инструкции по продвижению дали : я избавился от заблуждения, что повторение мантр свято.
Что уже говорить о движениях, в которых мантра - это основной, если не единственный метод.
А повторять матнру может даже дурак или попугай, но ни тот, ни другой от тенденций не избавляется, просто повторяя скороговорку.
Да и принцип "повторяй больше" основан сугубо на том факте, что как только сознание перестанет на мантре концентрироваться - тут же сосредоточится на чем-то другом (так как тенденции никуда не исчезли).
Более того, если проблема даже не видится, то её никак и не удастся решить (можно разве что применять метод временного сосредоточения сознания на чем-то другом, что автоматически приводит к временному игнорированию первого..., и как только "другое" прекращается - осуществляется возврат к первому).
Этот момент прекрасно заметили те, кто бывал на разных фестивалях (где мантры поют) : временно сосредоточившись на одном - забыл другое (проблемы и т.д.), а как только фестиваль закончился - проблемы вернулись.
По той же причине и в алкогольно развлекательные заведения ходят: временно забыл о проблеме, сосредоточившись на другом - проблемы нет, а как только веселье заканчивается - проблема снова всплывает.
То же самое с влюбленностью (в качестве анестезии) : пока сосредоточился на чувстве - проблема не ощущается, а как только чувство заканчивается - наступают суровые реалии.
P.S. Сказать достиг ли ученик освобождения или нет можно лишь "увидев"\"выявив" (проникнув в сознание ученика, чего те, кто любит поговривать "он достиг освбождения" делать не могут) отсутсвие тенденций в момент смерти тела (до этого момента тенденции могут всплыть в любой момент). В случает традиции бхакти (так как именно они по глупости своей любят разлагольствовать о освбождении), то есть удачный пример Махараджа Бхарати (из любимого традицией бхакти Шримад Бхагаватам), и глупой привязанности к олененку, что является грубой тенденцией (это даже не тонкая, и не сверхтонкая тенденция), которая привела к перерождению. И как сказано в Йога Васиштхе : "Разум приобретает ту форму, над которой он размышляет, будь то это природное или выработанное". Потому Махарадж Бхарати родился оленем.