Loading...
Error



Наталия Васильевна Исаева

Ответить на тему
 
Автор Сообщение

Дмитрий Межуев

Стаж: 13 лет

Сообщений: 121

Бангладеш

post 25-Фев-2012 00:39

Quote

Исаева, Наталия Васильевна

    (р. 17.09.1954) - специалист по истории философии, истории религии, индийской культуре и эстетике; переводчик; доктор философских наук, ведущий научный сотрудник
    Род. в Кишиневе.
    В 1976 закончила философский факультет МГУ, в 1979 - аспирантуру Института востоковедения РАН.
    В 1981 защитила кандидатскую диссертацию на тему "Концепция индивидуальной души (джива) в Комментарии Шанкары на "Брахма-сутры" Бадараяны",
    в 1998 - докторская диссертация: "От ранней веданты к кашмирскому шиваизму: Гаудапада, Бхарт-рихари, Абхинавагупта".
    С 1980 работала в Отделе истории и культуры Древнего Востока Института Востоковедения РАН;
    в настоящее время - ведущий научный сотрудник.
    Помимо преподавания в Москве, выступала с лекциями по индийской философии (в основном, по традиции веданты) в университетах США, Великобритании, Канады и других стран.
    Область научных интересов: история индийской философии и эстетики (преимущественно в рамках системы веданта); индийская философия языка; теология веданты; теология С.Кьеркегора.
    В работах по истории индийской философии и религии Исаева занималась прежде всего адвайта-ведантой Шанкары. В центре внимания здесь оказалась проблема чистого сознания (Атмана), причем исследовалась возможность приближения к этой основе мышления и опыта как с точки зрения апофатической теологии, так и путем описательных средств теологии катафатической. Тем самым вопрос об абсолютном Атмане в адвайте вводится в круг общефилософской традиции рассмотрения чистого сознания (от Майстера Экхарта до Гуссерля).
    В дальнейшем Исаева рассматривает эволюцию ведантистского представления об Атмане в более широком контексте: от идей ранней веданты до эстетических концепций кашмирского шиваизма. Здесь представление об основе бытия и мышления трансформируется в образ Божественного начала, тождественного Речи.
    По мнению Исаева, подобный подход находит себе параллели в восточно-христианских идеях о божественных "энергиях" или "именах" (см. прямые параллели с теологией исихастов, а в дальнейшем и с учением православных "имяславцев"). Наконец, образ божественных "энергий", создающих онтологическую и смысловую "сетку" мира, прямо подводит к представлению о Божественной любви, что косвенно подтверждается мистико-эротическими построениями кашмирцев (Утпаладева, Абхинавагупта). Тогда и чисто эстетические идеи кашмирского шиваизма уже не оказываются на периферии их творчества, но получают себе онтологическое и даже теологическое обоснование.
    В отличие от других исследователей, Исаева, например, рассматривает понятие "раса" в индийской эстетике не просто как "вкус" или "эстетическое наслаждение", но как онтологическая страсть, находящую себе выражение в любом акте творчества (от творения мира до создания произведения искусства) и - соответственно - акте творч. восприятия (будь то обретение единства с Божественным началом или момент катарсиса, превращающий зрителя в "со-сердечного", равноправного участника зрелища). И. показывает, что в учениях кашмирского шиваизма момент "узнавания" себя Богом равнозначен катарсической вспышке, соединяющей художника и зрителя, творение же мира по существу равнозначно внезапному проявлению смысла художеств, произведения.
    В 1993-1994 - научный сотрудник (Spalding Visiting Fellow), Вульфсон Колледж, Оксфорд, Великобритания. Исаева перевела с датского (совм. с С.А.Исаевым) книгу Серена Кьеркегора "Страх и трепет" (издана в России в 1993 г., 2-е изд. - 1998)

    Соч.: Шанкара и индийская философия. М., 1991; С.Кьеркегор. "Страх и трепет" [трактаты 'Frygt og Baeven' ("Страх и трепет"), 'Begrebet Angest' ("Понятие страха"), 'Sygdommen til Doeden' ("Болезнь к смерти")] Комментарии совм. с С .А.Исаевым. М., 1993 (2-е изд. 1998); Sankara and Indian Philosophy ("Шанкара и индийская философия"). New York, 1993; 2-е изд. — 1997; From Early Vedanta to Kashmir Shaivism (Gaudapada, Bhartrhari, and Abhinavagupta) ("От ранней веданты к кашмирскому шиваизму"). New York, 1995. Слово, творящее мир. От ранней веданты к кашмирскому шиваизму. (С приложением переводов "Мандукья-карик" Гаудапады и "Брах-ма-канды" Бхартрихари). М., 1997; Кроме того, И. написала более 50 энциклопедических статей по философии и теологии веданты в "Философскую энциклопедию", "Православную энциклопедию", а также в Encyclopaedia of Hinduism, Columbia.

    Н. В. Исаева - Шанкара и индийская философия goloka.org.ua/viewtopic.php?t=3879

    Н. В. Исаева - Слово, творящее мир goloka.org.ua/viewtopic.php?t=4636


    ЗЫ: Тут на трекере победила партия адвайтинов, очень полезно обратиться к действительно квалифицированному человеку за помощью. Меня лично книги Исаевой приводят просто в состояние экстаза, я их конспектирую, ворую в библиотеках :) и т.д.
Profile PM

Flerakain

Стаж: 13 лет

Сообщений: 53

Россия

post 25-Фев-2012 18:00 (спустя 17 часов)

Quote

А как Вы думаете новичкам в адвайте это полезно будет почитать или надо начинать с чего-то другого?
Profile PM

Дмитрий Межуев

Стаж: 13 лет

Сообщений: 121

Бангладеш

post 25-Фев-2012 18:26 (спустя 25 минут)

Quote

Это полезно читать всем, я, например, гаудия вайшнав. Её подход объективен, не носит догматичного сектантского характера, ну как там сказано в биографии, Исаева сочетает катафатический подход с апофатическим, имеперсонализм с персонализмом другими словами, она как бы как объективный учёный освещает и ставшее маргинальным в адвайте.
Profile PM

Дмитрий Межуев

Стаж: 13 лет

Сообщений: 121

Бангладеш

post 26-Фев-2012 15:46 (спустя 21 час)

Quote

Ситуация постмодерна диктует интерес ко всему маргинальному, провинциальному и т.д. Последний писк моды - интерес вообще уже к тайному, к мистериям, гностицизму и т.п. Ведантистский мейнстрим это пути демонов: богобрчество, океан любви, нирвана. Однако были ли оригинальные концепции адвайты таковыми? Объективный взгляд учённой, а не догматичной сектантки Исаевой и являет нам это утраченное, преданное забвению в веданте. Не были ни Шанкара, ни его учителя никакими имперсоналистами, маявади и т.д. Конечно шиваистские концепции онтологизированы, что и есть причина позднейшего(современного) вырождения веданты. Прошу вас господа адвайтины, почитайте, загляните хотя бы в эти книги, для вашего же блага, прошу вас!
Profile PM
Показать сообщения:    
Ответить на тему

Текущее время: 29-Мар 10:05

Часовой пояс: GMT - 2



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы

Добро пожаловать на наш трекер, который станет для вас незаменимым пособием по йоге, медитации и источником полезных советов на каждый день в разных жизненных ситуациях. Оставайтесь с нами, приглашайте друзей, делитесь ссылками на понравившиеся вам материалы. С уважением, Администрация сайта goloka.org.ua.

Традиционно, разные школы базируются на двух фундаментальных вопросах: 1) что есть мир, и 2) что\кто есть Я, иными словами чем есть всё то, что воспринимается, и кем есть тот, кто всё это воспринимает. Казалось бы уже у каждого есть ответы на данные вопросы, и потому они более не задаются. Йога базируется на том, что положенные в основу жизнедеятельности (жизни\бытия + деятельности) неверные ответы, на упомянутые выше вопросы, приводят к страданиям, впрочем верно и обратное – утвердившись в истине, достигается состояние противоположное страданиям (порой именуемое противоположным берегом сансары). ). С точки зрения теории - всё достаточно легко, а с точки зрения практики - не всё так просто (ответы, и всё что базировалось на них, повторялось длительное время, и как следствие обладают устойчивой тенденцией к дальнейшему повторению, которое ведет к дальнейшему страданию - теория не прекращает повторения всего того, что повторялось, но указывает на то, что должно прекратить повторяться. В свою очередь, администрация желает вам успехов в практике, которой мало кому хочется заниматься, в результате чего достигается только состояние 1) я знал как должно, 2) но делал как обычно, и 3) получил результат именно из второго пункта, искренне рассчитывая на результат из первого пункта :)

Великие изречения ведических писаний, которые указывают на суть:

1. Прагьянам брахма — «сознание есть Брахман» («Айтарея-упанишада» 3.3 «Ригведы»)
2. Аям атма брахма — «атман есть Брахман» («Мандукья-упанишад» 1.2 «Атхарваведы»)
3. Тат твам аси — «то ты еси» («Чхандогья-упанишада» 6.8.7 «Самаведы»)
4. Ахам брахмасми — «Я есмь Брахман» («Брихадараньяка-упанишада» 1.4.10 «Яджурведы»)