Продолжая серию ответов на заданные вопросы.
На этот раз был задан вопрос на тему лайя-йоги.
Покамест остановимся на теоретической части.
1. Есть некая проблема\задача.
2. Есть то, как эта проблема\задача решается.
3. Решаться проблема\задача может разными путями, и с разным уровнем эффективности.
Поскольку йога связана с умом и ахамкарой\эго - лайя-йога не исключение.
Сразу скажу, что я не разделяю подход лайя-йоги в решении проблемы.
Приведу пример подхода лайя-йоги, на примере одержимости неким желанием.
Есть взаимосвязь дыхания и активности ума, и ум требует активности для поддержания желание, которое направленно во вне на некий объект.
Для каждого состояния ума характерен свой ритм дыхания.
Благодаря манипуляциям с дыханием можно
временно "погасить" желание.
Вот так каждый раз, когда что-то всплывает (сродни желания) - приходится чем-то "гасить" (это сродни начитки мантр: пока ты её читаешь, и на ней сосредоточен - возможность сосредоточится на чем-то другом отпадает, а как только начитка закончена - ум снова начинает летать где попало..., и чтобы он не летал - снова приходится начитывать мантру).
И тут как бы всё и так ясно: не будешь практиковать - снова всё вернется к тому, с чего всё начиналось (сродни, 1) можно набрать физическую форму, 2) НО если её не поддерживать - достижение исчезнет).
Приведу другой пример решения данной проблемы\задачи (с желанием), который я одобряю, и который не имеет отношение к лайя-йоге.
Его преимущество в том, что проблема решается
раз, и навсегда, и не зависит от того, выполняет человек некую практику, или нет.
Решение проблемы\задачи сводится к подробному разбору своих заблуждений, процесс длительный, но эффект гарантированный.
Например: когда человек чего-то желает, то он стремится исключительно к "счастью" (на самом деле это нужно назвать "удовольствием"), и ассоциирует "счастье" с тем, на что направленно желание..., и в погоне за этим естественно человек стремится к постоянству, и вот тут возникает проблема.
Проблема заключается в : 1) непостоянстве желания (оно угасает, а если нет желания - объект неинтересен), и 2) непостоянству объекта.
Комбинация двух пунктов обесценивает любую затею по поиску чего-то во вне.
Таким образом на примере становится ясно, что подход лайя-йоги сродни временной анестезии (когда действие препарата закончилось - проблема возвращается), а второй подход, не имеющий отношение к лайя-йоге - это решение проблемы в корне, в следствии чего потребность в анестезии отпадает.
В последнем случае не остается места заблуждению, которое в противном случае всплывало бы раз за разом, и его приходилось бы чем-то "гасить".
Этот вариант фиксирует результат, и необходимость в каких бы то ни было методах, практиках отпадает.
Если первый вариант (с лайя-йогой) напоминает вариант зарабатывания в стиле 1) чтобы купить что-то - нужно 2) выполнить определенный объем работы и так по кругу (чтобы снова что-то купить - снова нужно работать), то второй подход - это тактика в стиле 1) сделал один раз , а 2) дальше ты постоянно получаешь деньги от однажды выполненной работы, и работать больше не нужно.
P.S. Сразу хочу отметить, что довольно часто под лайя-йогой подразумевают вовсе не лайя-йогу, сродни того, как и в бхакти-йогу разные группы "энтузиастов" вкладывали свой смысл.
Тут ведь главное понять, что стоит за конкретным методом.
Помнится общался с парой человек, которые практиковали ряд методов, называя это лайя-йогой, но эти методы вовсе не к лайя-йоге относятся (это пример того, как ряд методик назвали лайя-йогой, хотя это к лайя-йоге не относится, и методики позаимствованы из других традиций, в стиле: мне понравился подход христианства в вопросе "возлюби ближнего своего как самого себя", и позаимствовав её я назвал её как-то по своему, сродни "познай себя в другом"; еще один пример - это кришнаиты, которые говорят, что они практикуют гаудия-вайшнавизм, но то, что они практикуют - к гаудия-вайшнавизму не относится, и если они скажут, что практикую вайшнавизм - это так же будет неверно, так как у вайшнавов иное учение, иные практики).