Loading...
Error



Аристотель - Сочинения в 4-х томах [1976, DjVu/PDF]

Ответить на тему
 
Автор Сообщение

Indraprabha dd

Стаж: 14 лет

Сообщений: 1377

post 18-Май-2013 02:33

Quote

Аристотель - Сочинения в 4-х томах

Год выпуска: 1976, 1978, 1981, 1983
Автор: Аристотель
Жанр: Метафизика, психология, логика, философия природы, этика, политология, эстетика

Издательство: Мысль, Москва
Формат: DjVu/PDF (оба формата содержат OCR слой и оглавление)
Качество: OCR без ошибок
Количество страниц: 550, 687, 613, 830
Язык: Русский

Описание: Цитата из Википедии: Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτέλης) (384 до Хр., Стагир — 322 до Хр., Халкида, о. Эвбея) — древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до Хр. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до Хр. основал Ликей (Лицей, или Перипатетическую школу). Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.
Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли.

Доп. информация: Метафизика Аристотеля может помочь в понимании многоветвистого языка Вед.
Хотя не нужно доверять чужим (Аристотиля) представлениям. ab
В. Асмус. Метафизика Аристотеля
В. Асмус. Трактат о душе


МЕТАФИЗИКА
КНИГА ПЕРВАЯ (А)
Глава первая
Постепенное восхождение от чувственного восприятия к познанию принципов: память, опыт, искусство, наука. Превосходство искусства над опытом, теоретических наук — над практическими. Высшая наука — познание принципов, или мудрость
Глава вторая
Мудрый и мудрость. Удивление — источник появления науки о первых началах и причинах. Божественность мудрости
Глава третья
Четыре рода причин (начал): сущность и суть бытия; материя и субстрат; источник движения; цель. Древнейшие философы указали только материальную причину вещей: воду (Фалес), воздух (Анаксимен и Диоген), огонь (Гиппас и Гераклит), землю (вместе с другими элементами — Эмпедокл). Затем стали к материи присоединять причину движения (за исключением тех, кто считал совокупность вещей неподвижной). Ум Анаксагора как причина миропорядка
Глава четвертая
Движущая причина у Гесиода и Парменида. Двоякая причина движения у Эмпедокла: дружба и вражда. Непоследовательность Эмпедокла. Эмпедокл первый назвал четыре материальных элемента, сводимые к основным двум. Начала вещей у Левкиппа и Демокрита: полнота и пустота; объяснение ими разнообразия вещей из очертаний, порядка и положения атомов
Глава пятая
Начало вещей у пифагорейцев: число. Десять пар противоположностей как начала (у некоторых пифагорейцев). Противоположности в учении Алкмеона. Единое неизменное бытие у элеатов, его логический характер у Парменида, материальный характер — у Мелисса. Попытка Парменида объяснить мир человеческого «мнения». Подведение краткого итога всем взглядам древних философов на природу объясняющих мир начал
Глава шестая
Учение Платона о невозможности познания чувственно воспринимаемых вещей и об идеях. Причастность вещей идеям. Математические предметы как промежуточные между идеями и чувственно воспринимаемыми вещами. Характеристика того, что есть общего в учении Платона с пифагорейцами и что в нем отлично от них. Роды причин у Платона
Глава седьмая
Вывод из разбора учений древних философов: указывая четыре причины бытия, мы не упустили ни один род причин. Признание материального начала всеми мыслителями, движущего начала — лишь некоторыми. Формальную причину затронули сторонники учения об идеях. Целевая причина никем не была сформулирована надлежащим образом, хотя о ней и была речь у многих
Глава восьмая
Разбор учения тех, кто установил лишь материальную причину, с точки зрения того, что в них правильно и что нет. Критика учения Эмпедокла. Разбор учения Анаксагора. Разбор учения пифагорейцев как философов, поставивших задачу познавать вещи, не воспринимаемые чувствами
Глава девятая
Критика учения Платона об идеях. Гипотеза, устанавливающая идеи, опрометчиво удваивает число вещей, которые надо объяснить логические дефекты в аргументации Платона. Разбор взаимодействия между идеями и чувственно воспринимаемыми вещами. Рассмотрение природы чисел, к которым Платон пытался свести идеи, и трудностей, возникающих при попытке формулировать существо идей-чисел и при объяснении из них вещей. Вывод о том, что философы платоновской школы отвергли вещи и причины, непосредственно данные, и установили бесплодные начала; что природа геометрических объектов несовместима с характером всего учения в целом и что, поскольку эти философы установили одни и те же начала для всех родов сущего, получается, что познание их невозможно
Глава десятая
Общий вывод о том, что прежние философы указали, и то нечетко, только упомянутые выше четыре рода причин

КНИГА ВТОРАЯ (α).
Глава первая
Исследование истины. Трудность его обусловлена не природой объекта познания, а слабостью человеческой мысли. Надо быть признательным и тем философам, взгляды которых не разделяешь. Философия как познание истины, имеющей высшее свое выражение в основных началах вещей
Глава вторая.
Доказательство того, что не может быть бесконечным число причин ни в пределах одного рода, ни разных родов: познание было бы в таком случае невозможным
Глава третья
Зависимость впечатления, которое производят на слушателей разные способы преподавания, от привычки слушателей к тем или другим формам изложения. Необходимость для усвоения различных дисциплин иметь соответствующую подготовку. Характер изложения знания о природе

КНИГА ТРЕТЬЯ (В)
Глава первая
Необходимость продумать затруднения (апорий), возникающие при исследовании основных философских вопросов. Общий перечень философских вопросов, решение которых в одну и противоположную ей сторону одинаково порождает такие апории
Глава вторая
Изложение 1—5-й апорий
Глава третья
Изложение 6—7-й апорий
Глава четвертая
Изложение 8—11-й апорий
Глава пятая
Изложение 12-й апории
Глава шестая
Изложение 13—14-й апорий

КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ (Г)
Глава первая
Предмет первой философии — познание причин сущего, поскольку оно сущее
Глава вторая
Связь всех родов сущего с сущим в первичном и основном смысле — с сущностью. Предмет науки о сущности. Необходимая связь между сущим и единым. Предмет исследования философии — также множество, поскольку противоположности охватываются одним и тем же познанием. Сопоставление области философии с областью диалектики и софистики. Начала противоположных друг другу вещей — предмет одной науки, так как все противоположности возводятся к единому и многому. Вывод о том, что предмет одной науки — сущее как таковое и необходимые свойства его как такового
Глава третья
Предмет первой философии — наиболее достоверные и общие начала познания. Самое достоверное из всех начал: не может одно и то же вместе быть и не быть в одной и той же вещи
Глава четвертая
Невозможность доказать истинность начала (закона) противоречия путем умозаключения. Возможность опровергнуть тех, кто отрицает это начало, если только они признают, что, говоря то или другое, они вкладывают в свои слова определенное значение. Последствия устранения начала противоречия: упраздняется всякая сущность и можно говорить только о случайном; все вещи становятся тождественными. Отрицающие на словах это начало в своих действиях не могут не признавать его истинность
Глава пятая
Тесная связь теории о совместимости противоположностей с тезисом Протагора об истинности всякого представления. Необходимость при выборе способов опровержения этих взглядов выяснять, результат ли они реальных философских затруднений, или они выставляются лишь в целях спора. Источник реальных затруднений и возможный выход из них. Последствия отождествления знания с чувственным восприятием. Критика учения о всеобщей изменчивости, составляющего основу для отрицания закона противоречия. Опровержение тезиса Протагора об истинности всякого представления
Глава шестая
Противоречивость требования дать обоснование для первого начала всякого доказательства. Критика теории Протагора, превращающей все существующее в отношения и Приводящей к разным нелепым выводам при формальном анализе понятий «представляемый предмет» и «представляющий субъект»
Глава седьмая
Формулировка закона исключенного третьего и обоснование невозможности его отрицания. Причины отрицания некоторыми мыслителями начал всякого доказательства
Глава восьмая
Обоснование положения о том, что ошибаются и те, кто считает все истинным, и те, кто считает все ложным, равно как и те, кто всему приписывает движение, и те, кто всему приписывает покой

КНИГА ПЯТАЯ (Δ)
Глава первая
Шесть значений начала: ) исходный пункт движения; ) наиболее целесообразная отправная точка; ) исходная материальная основа вещи; ) внешняя причина возникновения, изменения или движения вещи; ) усмотрение, определяющее ход дела; ) предпосылки познания вещи. Указание на то общее, что объединяет все значения начала
Глава вторая
Четыре значения причины: материя, форма, начало движения и изменения, цель. Деление причин на индивидуальные и родовые, основные и случайные, существующие в действительности и существующие в возможности
Глава третья
Определение элемента. Приложение термина «элемент» к малому по содержанию и к простым началам (к единице, точке, роду)
Глава четвертая
Шесть значений природы (естества): ) процесс порождения появляющихся на свет вещей; ) основная составная часть, из которой возникает вещь; ) источник движения; ) неопределенная материя вещи, не способная изменяться собственной силой; ) сущность естественных вещей, их форма, или образ; ) всякая сущность вообще. Основное значение природы — сущность вещей, имеющих источник движения в самих себе
Глава пятая
Три значения необходимого: ) условие, без которого невозможна жизнь или благо; ) принуждение, противное естественному влечению; ) то, что не может обстоять иначе, чем оно обстоит на деле. «Невозможность быть иначе» — сущестпо необходимости и в двух первых значениях необходимого и для необходимости силлогистического доказательства. Двоякая причина необходимости
Глава шестая
Приложение понятия единого: ) к случайной связи; ) к тому, что едино по существу: а) если вещь непрерывна; б) если у частей одна материя или вещи принадлежат к одному роду; в) если определения сущности вещей неотличимы друг от друга. Единое как начало числа. Единое как неделимое по числу и по виду. Логическое единство (по виду, по роду, по аналогии). Соответствие значений многого значениям единого
Глава седьмая
Четыре значения сущего: ) существующее привходящим образом (акцидентальное бытие); ) существующее в силу своей собственной природы (в этом случае предмет обозначается через предикат свойственной ему категории); ) истинность утверждения или отрицания, т. е. соответствие их действительности; ) существующее как возможное или как действительное
Глава восьмая
Четыре значения сущности: ) простые тела и состоящие из них предметы и части этих предметов; ) внутренняя причина бытия вещи; ) части и стороны вещей, сообщающие им основную определенность и, стало быть, необходимые для их существования; ) суть бытия вещи, иначе — ее форма. Два основных значения сущности: последний субстрат, который уже не может сказываться о другом, и то, что сообщает вещи определяющую ее индивидуальность
Глава девятая
Приложение понятия тождества: ) к случайной связи; ) к тому, что тождественно по существу: а) если материя едина (по виду или по числу); б) если сущность одна. Инаковы вещи, у которых форма не одна или материя не одна. Различны вещи, которые, будучи тождественными по виду, роду или по аналогии, инаковы по отношению друг к другу. Сходны вещи, в которых тождественные черты преобладают над различиями
Глава десятая
Противолежащее и его четыре вида: противоречие, противоположное (противное), соотнесенное и обладание или лишенность. Зависимость значения тождественного, планового и противоположного от различных значений единого и сущего. Вещи, отличные по виду, и вещи, тождественные по виду
Глава одиннадцатая
Четыре значения предшествующего (того, что прежде, или «первее») и последующего: ) одно «прежде», другое «после», считая от некоторого естественного или условно принимаемого начала; ) одно «прежде», другое «после» с точки зрения познания; ) по отношению к свойствам предметов; ) по отношению к своей природе и сущности
Глава двенадцатая
Два значения dynamis как «способность» и как «возможность». Способность и способное к противоположные им неспособность и неспособное. Невозможное и возможное. Dynamis в переносном смысле — степень в математике. Основное определение способности
Глава тринадцатая
Общее определение количества. Количество как множество и как величина. Число и разные виды величины. Количество как таковое. Количество как привходящее (например, движение и время)
Глава четырнадцатая
Четыре значения качества: ) видовое отличие в сущности; ) математические предметы с их качественной стороны (например, отдельные числа в их специфическом своеобразии); ) свойства сущностей, связанных с их движением и деятельностью; ) свойства, связанные с определенной оценкой вещей. Сводимость четырех значений качества к двум основным
Глава пятнадцатая
Соотнесенность подразумевает три рода отношений: ) отношение, выражающее неопределенное или количественно-определенное неравенство сторон (сюда принадлежат и числовые отношения неравенства, сходства и тождества); ) отношение действующего и претерпевающего; ) отношение между познаваемым и познанием. Соотнесенное само по себе (как таковое) и соотнесенное привходящим образом
Глава шестнадцатая
Законченно (совершенно): ) (по количеству) то, в чем наличествуют все относящиеся к нему части; ) (по качеству) то, в чем наличествуют в наивысшей степени положительные свойства его рода (в переносном смысле — то, у чего получили максимальное выражение его отрицательные свойства); ) то, что пришло к завершающему хорошему концу. Законченное само по себе и законченное через то или другое отношение к законченной вещи
Глава семнадцатая
Четыре значения предела: ) граница вещи, за которой нет ничего, что относилось бы к этой вещи; ) форма, ограничивающая данную величину; ) цель, к которой направлено то или другое движение или действие; ) сущность вещи. Отношение между пределом и началом
Глава восемнадцатая
«То, в силу чего» (или «по чему») подразумевает: ) форму и сущность вещи; ) носителя того или другого свойства; ) источник движения; ) цель движения; ) причину связи посылок в правильном или ложном умозаключении. «Само по себе» указывает на сущность вещи и составные части этой сущности, на неотъемлемые свойства вещи, на независимость вещи от посторонних причин и на свойства, принадлежащие вещи в ее индивидуальном своеобразии
Глава девятнадцатая
Расположение есть порядок вещи, имеющей части, в пространстве, по значению частей или по виду
Глава двадцатая
Два основных значения hexis: ) обладание, пользование; ) устойчивое состояние или свойство
Глава двадцать первая
Четыре значения pathos: ) качество, допускающее изменения; ) самые эти изменения; ) изменения вредные, особенно связанные со страданием; ) большое несчастье и страдание
Глава двадцать вторая
Четыре значения лишенности: ) отсутствие у вещи естественного (но обязательно для нее) свойства; ) насильственное отнятие чего-то; ) отсутствие свойства, выраженное через отрицательные частицы (например, неравное, безногий); ) полное отсутствие какого-либо свойства, ввиду чего между наличием его и отсутствием остается место для промежуточного состояния
Глава двадцать третья
«Иметь» («держать») означает: ) распоряжаться предметом по своему усмотрению; ) облекаться в ту или другую внешнюю форму; ) обнимать то или другое содержимое; ) не давать чему-то двигаться или действовать по своему усмотрению
Глава двадцать четвертая
«Быть из чего-то» означает: ) состоять из чего-то как из (родовой или видовой) материи; ) быть из чего-то как из движущей причины; ) принадлежать к тому, что состоит из материи и формы; ) быть составленным как форма из части; ) происходить из некоторой части другого; ) происходить после чего-то во времени
Глава двадцать пятая
Часть означает: ) в области количества: а) всякую величину, входящую в состав какого-либо количества; б) величину, принимаемую за единицу измерения; ) то, на что можно разделить вид; ) то, из чего состоит целое (форма и материя); ) то, что входит в определение вещи (род и видовые признаки)
Глава двадцать шестая
Три значения целого: ) то, у чего наличествуют все полагающиеся ему от природы части; ) то, в чем некоторое множество объединяется в единство; ) количество, имеющее начало, середину и конец, — когда его характер зависит от положения его частей, — в отличие от совокупности, где перемена положения частей не имеет значения. Различие между «всем» и «всеми»
Глава двадцать седьмая
Указывается, какое целое может стать нецельным: ) делимое на части; ) то, которое не утрачивает своей сущности при утрате какой-либо своей части; ) то, характер которого зависит от положения его частей; ) непрерывное, связывающее в одно различные составные части. Части, утрата которых делает вещь нецельной, или не принадлежат к ее сущности, или находятся на ее периферии, или не восстанавливаются (естественным порядком), если они утрачены полностью
Глава двадцать восьмая
Четыре значения рода: ) группа существ, у которых форма одна и та же и которые в непрерывном ряду возникают друг из друга; ) ряд существ, имеющих одного прародителя; ) общая основа видовых отличий; ) первая составная часть определения вещи, обозначающего суть ее бытия. Сводимость этих четырех значений к трем. Различны по роду вещи, субстраты которых не разложимы ни друг на друга, ни на одну и ту же общую основу
Глава двадцать девятая
Значения ложного: ) применительно к вещам: а) ложна вещь, свойства которой не совместимы друг с другом; б) ложна вещь, которая кажется не тем, что она есть, или тем, что она не есть; ) применительно к высказываниям: ложно высказывание, относящееся не к тому предмету, о котором оно было бы истинно (критика тезиса Антисфена, согласно которому о каждом предмете возможно лишь одно высказывание); ) применительно к человеку: лжив тот, кто отдает предпочтение ложным высказываниям и старается внушить другим веру в них. Вскрывается обманчивость рассуждения в диалоге Платона «Гиппий Меньший» о тождестве лживого и правдивого человека: смешивается умение лгать с намерением лгать
Глава тридцатая
Два значения присущего привходящим образом: ) то, что находится в вещи не по необходимости и не в большинстве случаев и причина чего случайна; ) то, что хотя и не принадлежит к сущности вещи, однако есть необходимое следствие ее основной природы

КНИГА ШЕСТАЯ (Ё)
Глава первая
Предмет первой философии — начала и причины сущего как такового. Отличие ее от учения о природе и от математики. Третья теоретическая наука — о божественном
Глава вторая
Случайное бытие, его характеристика: в нем отсутствует какое-либо постоянство; его причина случайна (это —материя); не может быть предметом научного рассмотрения; близко к небытию; к нему не применимо возникновение и уничтожение
Глава третья
Случайный характер причин и начал случайных вещей и событий. Условия осуществления необходимого бывают случайной природы
Глава четвертая
Бытие в смысле истины: соответствие между связью в мысли (утверждением) и связью в действительности, между разделением в мысли (отрицанием) и разделением в действительности. Небытие в смысле ложного: несоответствие в том и другом случае. Отличие бытия в смысле истины от основного бытия, на которое указывают категории

КНИГА СЕДЬМАЯ (Z)
Глава первая
Сущность как сущее, первое по времени, определению и познанию. Необходимость выяснения природы сущности для тех, кто хочет познать сущее как таковое
Глава вторая
Краткое изложение взглядов философов-«фисиологов», а также пифагорейцев, Платона, Спевсиппа и Ксенократа на сущность
Глава третья
Обычное различение четырех значений сущности. Первый субстрат. Отклонение попытки свести сущность к субстрату, если под субстратом подразумевается материя. Целесообразность рассмотрения в первую очередь чувственно воспринимаемых сущностей, ибо общее методологическое правило требует идти от того, что более известно нам, к тому, что более доступно познанию по своему существу
Глава четвертая
Суть бытия вещи, ее определение. Суть бытия сущности и других родов сущего
Глава пятая
Рассмотрение определения. Невозможность дать определение свойств, неразрывно связанных с материей. Доказательство того, что определение возможно только для сущности и что для других родов сущего — лишь в ином смысле, путем присоединения внешнего субстрата
Глава шестая
Отношение между сутью бытия отдельной вещи и этой вещью. Доводы в пользу доказательства того, что суть бытия вещи и сама вещь не тождественны, если вещь дана в связи с каким-нибудь случайным свойством, и тождественны, если речь идет о вещи, как она есть сама по себе
Глава седьмая
Три типа возникновения. Общий характер материи и формы в физических процессах. Характер и роль формы в области человеческого делания. Обозначение возникшей вещи именем, производным от названия материи, изменяющейся в процессе возникновения
Глава восьмая
Доказательство того, что форма (подобно материи) не возникает, а лишь реализуется в данном субстрате и что возникает лишь индивидуальная вещь, слагающаяся из материи и формы. Критика в этой связи учения Платона об идеях (если бы существовали идеи Платона, возникновение индивидуальных вещей не имело бы места). Подобие (но не тождественность) рождаемого рождающему, принадлежность их к одному виду
Глава девятая
Объяснение причины, почему одни вещи возникают и через искусство, и сами собой («автоматически»), а другие нет (наличие или отсутствие у материи способности к самопроизвольному движению). Отличительная особенность возникновения сущности
Глава десятая
Случаи, когда в определение сущности должно входить указание на ее составные части и когда нет: при обозначении сущности как формы следует указать только части формы; если сущность берется в смысле составного целого, то и материальные части (хотя не всегда). Различение двух родов материи —чувственно воспринимаемой и умопостигаемой
Глава одиннадцатая
Необходимость для дающих определение выяснить вопрос, какие части или стороны вещи принадлежат форме и какие — составному целому. Парадоксальные выводы пифагорейцев и некоторых платоников, связанные с непониманием этого вопроса. Различие в определении живых существ и геометрических фигур. Подведение кратного итога проблем, рассмотренных в —-и, -й и -й главах этой книги
Глава двенадцатая
Исследование вопроса, почему части определения сущности образуют нечто единое. Составные части определения, получаемого путем логического деления,— род и видовые отличия (хотя бы одно). Решающее значение (в определении) видовых отличий. Необходимость в определении прийти к последнему отличию, которое и будет составлять форму и сущность вещи. Промежуточные видовые отличия в определении — ненужные повторения
Глава тринадцатая
Рассмотрение вопроса, правомерно ли считать общее сущностью. Доводы в пользу отрицательного ответа на этот вопрос
Глава четырнадцатая
Непреодолимые трудности для сторонников учения об идеях, возникающие в случае признания ими, что вид слагается из рода и видовых отличий
Глава пятнадцатая
Доказательство того, что не может быть определения ни для индивидуальных чувственно воспринимаемых вещей (поскольку они обладают материей и изменчивы), ни для идей (поскольку сторонники идей признают их индивидуальными и самостоятельно существующими)
Глава шестнадцатая
Возвращение к вопросу, какие вещи нельзя считать сущностями. Части тел — сущности только в возможности. Доказательство того, что единое и сущее как таковые ввиду их общего характера не могут быть сущностью вещей. Критика сторонников идей за признание ими единого (общего) во многом самостоятельно существующей идеей
Глава семнадцатая
Сущность как причина вещи. Причинное объяснение вещи как мотивировка наличного в вещи сочетания признаков. Форма вещи при таком объяснении — источник движения вещи и стоящая перед вещью цель. Форма сложных вещей — не какой-нибудь один из элементов вещи наряду с другими, а особое начало, источник бытия определенным предметом как таковым

КНИГА ВОСЬМАЯ (Н)
Глава первая
Сводка основных вопросов, обсуждавшихся в книге VII (за исключением тех, которые рассматривались в —-й и -й главах книги VII). Повторение мысли, высказанной в -й главе книги VII, что сущность у чувственно оспринимаемых вещей — субстрат (т. е. носитель всех свойств вещи) в его трех различных значениях и что эта сущность есть материя как основа всех родов изменений
Глава вторая
Формальная сущность чувственно воспринимаемых вещей — видовые отличия вещи, которых (вопреки мнению Демокрита) много, характером которых определяется смысл бытия вещи и которые, таким образом, суть причины ее бытия. Ни одно такое выдовое отличие не есть сущность в собственном смысле, но дело с ним обстоит так же, как с сущностью. Три рода определения для чувственно воспринимаемых вещей: касающиеся материи вещи (бытия в возможности), ее формы (бытия в действительности) и вещи как составного целого. Третий род определений у пифагорейца Архита
Глава третья
Для исследования воспринимаемых чувствами сущностей нет разницы, означает ли имя форму вещи или вещь, состоящую из материи и формы. Эта форма несводима к материальным элементам. Признавать независимое от отдельных вещей существование такой сущности возможно, лишь поскольку речь идет о природе, образующей единую истинную сущность естественных вещей. Поэтому имеет некоторое основание тезис Антисфена, что сущность вещи определять нельзя, а можно лишь отмечать ее качественное своеобразие (сопоставляя ее с другими), так как определение заставляет различать в вещи материю и форму. Необходимость мыслить форму как особый принцип (принцип единства вещи), если сопоставлять сущность с числом
Глава четвертая
Первая материя, общая всем вещам. Возможность наличия нескольких материй у одной и той же вещи и возможность получения из одной материи различных вещей. Движущая причина одних и тех же вещей, получаемых из разных материй, одна и та же. Ближайшая причина вещи. Вечные вещи либо не имеют материи, либо имеют только для пространственного движения. Сущность — основа физических процессов, которые как таковые не сущности
Глава пятая
Возникновение одной вещи из другой, противоположной первой, есть смена противоположных форм у одного общего субстрата. Отношение материи к этим двум противоположным формам
Глава шестая
Причина единства определения не в самом определении, а в единстве определяемого предмета. Выяснение причины единства предмета

КНИГА ДЕВЯТАЯ (Θ)
Глава первая
Рассмотрение нового основного значения бытия — бытия в смысле возможности и реальной осуществленности. Первая исходная его формулировка — способность к деятельности. Различного рода способности, восходящие к первой. Совместимость активной и пассивной способности в одном и том же предмете
Глава вторая
Различение способностей «разумных» и «неразумных». Предрешенность результатов при первых, возможность противоположных результатов при вторых. Взаимоотношение между способностью к благу и способностью как таковой
Глава третья
Критика тезиса мегарцев о том, что нет возможности как таковой, отдельной от реальной действительности. Нелепые выводы, вытекающие из этого тезиса. Необходимость различать способность (возможность) и действительность и определение способности. Исходное значение действительности
Глава четвертая
Отклонение попытки признавать способность, но при этом отвергать необходимость ее реализации. Необходимая связь бытия одного с бытием другого (предполагает необходимую связь способности бытия первого со способностью бытия второго, и обратно
Глава пятая
Различение и характеристика трех групп способностей в зависимости от источника их происхождения
Глава шестая
Бытие в возможности в противопоставлении бытию в действительности. Возможность и действительность применительно к беспродельному, пустому и т. п. Различение деятельности незавершенной (движения) и завершенной, первой — с внешней, второй — с внутренней целью
Глава седьмая
Одна вещь как возможность другой есть материя последней, обозначаемой производным (от названия этой материи) именем. Аналогичным образом вещь получает такое производное обозначение от названия тех или других качеств
Глава восьмая
Более общее понятие способности, под которое подходит и природа (имеющая источник своего движения в себе). Доказательство примата («первее») реальной действительности над возможностью и со стороны логической формулировки, и с точки зрения сущности (онтологически), и (в известном смысле) по времени
Глава девятая
Противоположная оценка блага и зла в отношении их реализации и способности к ним (осуществление блага лучше одной лишь способности к нему; осуществление зла хуже способности к нему). Познание свойств геометрических фигур через деятельность
Глава десятая
Бытие в смысле истины и небытие в смысле ложного. В отношении вещей сложных (соединение предиката с субъектом) истина — в соответствии между утверждением (или отрицанием) связи и наличием (или отсутствием) ее в действительности, ложь — в их несоответствии. Бытие в этом случае есть фактическое или необходимое наличие связи между субъектом и предикатом, небытие — отсутствие или невозможность такой связи. При только возможной (непостоянной) связи субъекта и предиката одно и то же высказывание о такой вещи может быть истинным и ложным; при постоянной, неизменной связи высказывание всегда или истинно, или ложно. В отношении вещей несоставных знание есть констатирование бытия и определенной природы вещи. Для вещей неподвижных (хотя бы и составных) высказывание не бывает в одно время истинным, в другое время ложным (оно может быть то тем, о другим только по отношению к разным вещам одного вида)

КНИГА ДЕСЯТАЯ (I)
Глава первая
Четыре основных смысла единого: непрерывное, целое, связанное в одно своей формой, единичная вещь и общее. Мера — наиболее точное выражение существа единого. Мера сродни измеряемому (исключение—число). Знание и чувственное восприятие как мера. Оценка тезиса Протагора о том, что человек — мера всех вещей. Основное значение для единого — быть мерой; для этого оно должно быть неделимым либо по количеству, либо по качеству
Глава вторая
Доказательство того, что единое как таковое не есть отдельно существующая сущность. Приблизительное тождество единого и сущего; они не входят специально ни в одну категорию, но одинаково связаны со всеми категориями
Глава третья
Противопоставление единого многому, прежде всего как неделимого (нераздельного) делимому (раздельному). Благодаря чувственному восприятию делимое (множество) по определению (по понятию) «первее» неделимого. Связь единого с тождественным, сходным и равным, многого — с разным (пнаковым), несходным и неравным. Основные значения тождественного, сходного, инакового, различного. Противоположность — некоторый вид различия
Глава четвертая
Противоположность — наибольшее, законченное (полное) различие в пределах рода. Характеристика противоположного. Основная противоположность — наличие того или иного свойства и отсутствие его. Отношение между противоречием и противоположностью, между противоречием и отсутствием чего-то. Одно из двух противоположных свойств есть всегда отсутствие положительного, но не всякое отсутствие создает противоположность (ибо отсутствие бывает полным и частичным)
Глава пятая
Существо отношения между равным, с одной стороны, и большим и меньшим, с другой — некое противопоставление. Равное как отрицание, существо которого — в совместном отсутствии обоих противопоставляемых ему большому и малому. Аналог равному (не имеющий имени) в отличных от количества областях — то, что в пределах рода противопоставляется двум крайним членам, находясь в промежутке между ними
Глава шестая
Единое и многое. Как большое (большее) многое противополагается малому (меньшему), как измеряемое количество (т. е. как число) — единому как мере. Два как многое (во втором случае) и немногое (в первом случае). В качестве меры и измеряемого единое и многое противостоят друг другу как своего рода соотнесенное
Глава седьмая
Промежуточное. Принадлежность его к тому же роду, что и пределы, между которыми оно находится и которые противолежат друг другу не как противоречия и не как соотнесенные, а как противоположные один другому. Всякое промежуточное слагается из объемлющих его предельных, не обнимаемых уже одним общим родом противоположностей; это противоположности основных видовых отличий. Через сочетание с родом из этих основных противоположностей образуются противоположные видовые признаки, а из сочетания основных противоположностей друг с другом — выдовые отличия промежуточного
Глава восьмая
Различие по виду имеется на основе одного и того же рода, который в двух различных видах оказывается другим (разным). Различие по виду есть противоположение; здесь противополагаются последние виды, не допускающие дальнейшего деления. Нельзя говорить, что виды отличны по виду от собственного рода и от видов другого рода
Глава девятая
Объясняется, почему различия пола не есть различия по виду (они в отличие от последних связаны с матерпей вещи, а не с ее логической сущностью)
Глава десятая
Преходящее и непреходящее отличны друг от друга по роду (способность уничтожаться, так же как и не допускать уничтожения, относится к самому существу их). Поэтому неправы те философы, которые относят идеи и индивидуальные вещи к одному и тому же виду, хотя первые непреходящи, а вторые преходящи

КНИГА ОДИННАДЦАТАЯ (К)
Глава первая
Разбор первых семи апорий, изложенных во -й и -й главах книги III
Глава вторая
Разбор других апорий, изложенных в —-й главах книги III
Глава третья
Предмет философии — сущее как таковое. Возведение разного рода сущего к одиому основному сущему (или единому). Восхождение отдельных противоположностей к основным. Объяснение, почему противоположности составляют предмет одной науки. Промежуточное между противоположностями есть отрицание (отсутствие) основного положительного признака, но лишь поскольку это положительное берется в своей предельной логической завершенности (как последний вид). Как математика рассматривает различные свойства, полученные путем отвлечения математических объектов, так философия выясняет свойства, вытекающие из природы сущего как сущего
Глава четвертая
Основные начала доказательства рассматриваются первой философией. Математика и учение о природа лишь части «мудрости»
Глава пятая
Начало (закон) противоречия — наиболее достоверное в области бытия. Нельзя его доказать из более достоверного начала, но можно показать его необходимость, поскольку противником будут приняты предопределяющие его предпосылки. Показ нелепости отрицания закона противоречия тремя способами. Тезис Гераклита, если признать его правильным, заключает в себе свое собственное отрицание. Если все ложно, то и ложно и утверждение об этом
Глава шестая
Близость отрицания закона противоречия к тезису Протагора о том, что человек — мера всех вещей. Устранение возникающего здесь затруднения анализом породивших его оснований. Внутренняя противоречивость точек зрения Гераклита и Анаксагора
Глава седьмая
Изложение содержания -й главы книги VI
Глава восьмая
Привходящим образом сущее. Оно не есть предмет ни одной науки и представляет интерес только для софистики (в связи с этим Платон утверждал, что предмет софистики —небытие). Причины случайного лишены порядка и определенности. Стечение обстоятельств (непреднамеренность). Причины в собственном смысле «первое» причин случайных (поэтому ум и природа «первее» стечения обстоятельств и самопроизвольности)
Глава девятая
Движение — процесс осуществления возможного как такового. Оно имеет место, пока длится процесс актуализации. Возражения против взгляда на движение как на инаковость, неравенство или небытие. Неопределенность движения — результат незавершенности возможного объекта как такового. Движение — свойство движущегося предмета, получающееся у него под влиянием движущего предмета: у того и другого процесс реального осуществления один, хотя бытие у них разное
Глава десятая
Разные значения беспредельного. Доводы в пользу доказательства того, что нет такого беспредельного, существо природы которого составляло бы беспредельность, и что невозможно существование беспредельного чувственно воспринимаемого тела. Различие и связь между беспредельностью в величине, движении и времени
Глава одиннадцатая
Изменения случайного бытия и бытия, рассматриваемого в его собственной природе. Основные моменты всякого движения. Неподвижность предельных форм, между которыми происходит движение. В бытии, которое изменяется само по себе, изменение происходит йтш между положительными, противоположными друг другу свойствами, или между противоречащими друг другу состояниями. Три рода изменений, два из которых — возникновение и уничтожение — соотнесены с небытием и тем самым отличаются от движения в сфере неслучайного бытия
Глава двенадцатая
Признание движения лишь в отношении количества, качества и места. Доказательство того, что движению не подлежит ни существо сущности (сущности как таковой ничто не противоположно), ни какое-либо отношение (отношение изменяется и при изменении лишь одного из двух соотнесенных), ни активное действие или пассивное изменение (движение движения невозможно). Изменение по качеству есть изменение не самой сущности качества, а лишь ее состояний. Определение неподвижного, смежного и непрерывного

КНИГА ДВЕНАДЦАТАЯ (Λ)
Глава первая
Важность нахождения составных элементов и движущих причин у сущности. Три рода сущностей, две из которых — чувственно воспринимаемые (преходящие и вечные), а третья — неподвижная. Изменения, которым подвержены чувственно воспринимаемые сущности, предполагают субстрат
Глава вторая
Четыре рода изменения (в отношении качества, количества, места и сущности — возникновение и уничтожение), при каждом из которых субстрат обладает способностью переходить в противоположное состояние. Возникновение из существующего в возможности и учения Анаксагора (о едином), Эмпедокла и Анаксимандра (о смеси) и Гераклита (о материи)
Глава третья
Устойчивый характер элементов в пределах данного процесса возникновения. Четыре типа возникновения (из них — два основных: через искусство и действием природы) и их причины
Глава четвертая
Причины и начала для разного бытия разные (несводимость различных родов бытия друг к другу). О тождестве этих начал можно говорить лишь условно: они по аналогии сводимы к нескольким (трем) общим группам (ввиду того, что в качестве элементов различают форму, отсутствие формы и материю)
Глава пятая
Продолжение разбора вопроса о тождестве или различии начал. Начала сущностей как общие начала. Тождество начал по аналогии, поскольку одни из них связаны с бытием в действительности, другие — с бытием в возможности. Объяснение, почему у индивидуальных вещей начала различны не только для различных родов, но и в пределах одного вида
Глава шестая
Вечная неподвижная сущность. Доказательство того, что должны существовать лишенные материи сущности, существо которых — в деятельности. Следы тяготения к вечно деятельному началу у прежних философов. Необходимость признания основных вечных движений во Вселенной: одного — как источник постоянства, другого — как источник всякого изменения
Глава седьмая
Причина основного актуального движения — вечное начало, неподвижное и ничему не подверженное, бытие которого — высшая ценность: деятельность чистого мышления, в коем вечный ум мыслит сам себя. Высшее благо не результат других исходных начал (как считают пифагорейцы и Спевсипп), а начало, в высшем совершенстве которого оно обособлено от чувственно воспринимаемых вещей, не имеет никакой пространственной величины и ничему не подвержено
Глава восьмая
Вечных неподвижных сущностей столько, сколько имеется вечных непрерывных движений у планет. Изложение теорий Евдокса и Каллиппа о расположении сфер, определяющих движение светил. Добавление Аристотеля к этим теориям. Единство неба, объемлющего Вселенную, и первого двигателя. Сказание древних, что светила — боги, скрывает в мифической оболочке их убеждение в зависимости Вселенной от вечных начал
Глава девятая
Верховный разум, его природа
Глава десятая
Характер господства блага в мире (повсеместность и вместе с тем неравномерность его осуществления в различных вещах Вселенной). Трудности, связанные с попытками указать другие начала для Вселенной. Затруднения, вытекающие из учения Эмпедокла и Анаксагора о благе как движущей причине. Принимаемые вместо первого двигателя группы разрозненных начал мира дают неудовлетворительную картину мирового строя

КНИГА ТРИНАДЦАТАЯ (М)
Глава первая
Обрисовка некоторых проблем, связанных с обсуждением вопроса о существовании неподвижной и вечной сущности: поскольку в качестве таких сущностей выдвигаются математические предметы и идеи, необходимо их рассмотреть, а также разобрать, можно ли видеть в числах и идеях начала вещей
Глава вторая
Доказательство того, что математические предметы не могут как особые предметы находиться в чувственно воспринимаемых вещах или существовать как отдельные предметы вне этих вещей
Глава третья
Предмет математических наук устанавливается постольку, поскольку у чувственно воспринимаемых вещей выделяется одна какая-иибудь сторона, необходимые моменты которой и изучаются математикой. Чем более просто рассматриваемое свойство, тем более строга изучающая его наука, а потому метод арифметики и геометрии — наиболее совершенный. Стройность и определенность материала математики свидетельствуют о том, что она учитывает прекрасное как причину, проявляющуюся в вещах
Глава четвертая
Анализ теории идей в первой ее формулировке (данной первыми ее авторами). Указываются философские учения, повлиявшие на ее возникновение,— учение Гераклита о вечном течении вещей, поиски общих определений у Сократа. Основное отличие авторов теории идей от Сократа. Развертывание аргументов против их учения
Глава пятая
Заканчивается изложение аргументов против теории идей
Глава шестая
Предварительный разбор теории чисел как самостоятельных сущностей и первых начал вещей. Устанавливается, что это могут быть числа или слагающиеся из разнородных единиц, или такие, у которых все единицы однородны, или такие, у которых единицы однородны лишь в пределах каждого отдельного числа, а у различных чисел разнородны. Одни философы отделяют эти числа от чувственно воспринимаемых вещей, другие помещают их в них
Глава седьмая
Критика трех указанных в предыдущей главе позиций, одну из которых необходимо занять, если признавать числа самостоятельными сущностями: ) если все единицы в числах однородны, остается одно лишь нелепостей; ) ряд неприемлемых последствий указывается и для случая, если признавать разнородными только единицы, находящиеся в различных числах
Глава восьмая
Завершение критики теорий разнородности чисел и составляющих их единиц. Критика учений Спевсиппа, Ксеннократа и пифагорейцев о числах как первых началах вещей. Трудности, связанные с признанием самостоятельного существования чисел (невозможно удовлетворительно установить их связь с указанным для них материальным началом — неопределенной парой, или двоицей; невозможно признать число ни бесконечным, ни ограниченным пределами первых десяти)
Глава девятая
Завершение разбора трудностей, возникающих при допущении самостоятельного бытия чисел: из указываемых платониками начал нельзя вывести идущие за числами пространственные величины; нельзя удовлетворительным образом получить число из единого и множества (как и пространственные величины — из самой-по-себе-точке и пространственного расстояния). Общий итог критики теорий чисел и пространственных величин как существующих самостоятельно. Обсуждение нового вопроса: как смотрят на первые начала и причины сущностей те мыслители, которые признают сущность, отличимо от чувственно воспринимаемых. Предпосылки, приведшие к теории идей, указывают на основной ее недостаток — гипостазирование общего
Глава десятая
Разбор вопроса о том, носят ли начала сущностей (и воспринимаемых и не воспринимаемых чувствами) индивидуальный или общий характер, и трудностей, возникающих и в случае признания единичности первых начал, и в случае существования их как чего-то общего. Источник этих трудностей и устранение тех из них, которые связаны с точкой зрения на начала как на единичные

КНИГА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ (N)
Глава первая
Продолжение разбора вопроса о первых началах вечных сущностей, как он стоит у сторонников теории идей-чисел. Доказательство того, что в области противоположностей, выдвигаемых этими платониками, найти первое начало невозможно. Критика верховного единого — одной из двух основных противоположностей, выдвигаемых платоновской школой (единое как таковое не сущность, а мера, всегда предполагающая субстрат и получающая содержание от измеряемой группы вещей). Доказательство несостоятельности математическое число и устраняется возможность существования идей; ) если ни одна единица не однородна ни с какой другой, не только устраняется возможность математического числа, но возникают противоречия с основными свойствами, установленными Платоном для идеального числа, и неизбежно вытекает много неопределенной двоицы — второго верховного начала платоников (зависимость и относительность его содержания)
Глава вторая
Продолжение критического разбора неопределенной двоицы (вечные вещи не могут состоять из элементов: элементы — материя вещей, а имеющее материю может не существовать; несостоятельность привлечения платониками небытия — в смысле ложного бытия — для объяснения множественности бытия). Трудности, связанные с выведением множественности
Глава третья
Разбор вопроса о самостоятельном существовании чисел. Подход к этому вопросу у Платона и пифагорейцев. Критика теории Спевсиппа, применяющего математические правила к чувственно воспринимаемым вещам. Критика Ксенократа, выводящего «идеальные» математические величины из основных чисел для обоснования конкретных вещей. Невозможность дать удовлетворительное объяснение для происхождения математического числа при признапий двух родов чисел (Платон). Неправомерность самого вопроса о происхождении вечных чисел
Глава четвертая
Указывается, что платоники признают возникновение чисел, но не дают чисто теоретической их дедукции. Отношение между началом и благом. Критика взгляда на благо как на результат дальнейшего развития. Изложение мнения, что благо есть первое начало мира. Нелепости, вытекающие из этого мнения, если отождествлять благо с единым, считать числа идеями и класть в основу вещей противоположные начала (рядом с благом — зло)
Глава пятая
Доказательство ошибочности порядка начал, выдвинутого Спевсиппом. Важность выяснения смысла «быть из чего-то» при рассуждении относительно начал числа. Отклонение различных подходов к этому вопросу: смешение начал, сложение их, возникновение из составных элемептов, выведение из противоположного начала. Вывод о том, что числа не могут ни составлять пределы других вещей, ни образовать их сущность, ни вообще быть какой-либо из их причин
Глава шестая
Какая польза для вещей от возведения их к нечетным числам или к наиболее простым комбинациям основных чисел? Для вещей, полученных посредством смешения, важны не те или другие определенные числа, а соотношения чисел. Разные нелепые выводы, вытекающие из признания чисел причинами вещей. Подчеркивание случайного характера связи вещей с определенными числами. Неспособность «идеальных» чисел объяснять музыкальные и другие математические соотношения в здешнем мире: эти соотношения неотделимы от чувственно воспринимаемых вещей

О ДУШЕ
КНИГА ПЕРВАЯ
Глава первая
Место психологии среди других наук. Метод исследования. Природа души. Значение привходящих свойств для познания сущности. Связь души с телом. Исследование души — дело естествоиспытателя. Определение состояний души естествоиспытателем и диалектиком. Предмет и точка зрения естествоиспытателя, «техника» (владеющего искусством), математика и философа. Основной материалистический вывод главы
Глава вторая
Значение обзора взглядов философов-предшественников на душу. Два отличительных признака одушевленного. Душа как движущее начало. Взгляды Левкиппа — Демокрита и пифагорейцев. Душа как нечто самодвижущееся. Взгляды Анаксагора, Эмпедокла, Платона. Душа как самодвижущее число. Разногласие о началах. Взгляды Фалеса, Диогена, Гераклита, Алкмеона, Гиппона, Крития. Три признаваемых философами-предшественниками признака души. Учение о том, что подобное познается подобным. Душа и начала. Возражение Анаксагору. Противоположности в началах. Происхождение названия жизни и души
Глава третья
Взгляд на сущность души как на движение и выводы, вытекающие из такого взгляда. Точка зрения Демокрита. Учение Платона о мировой душе и возражение Аристотеля. Критика взгляда на душу как на нечто протяженное и на мышление как на круговращение. Причина кругообращения неба. Органическая связь души с телом
Глава четвертая
Критика взгляда на душу как на гармонию. Взгляд Эмпедокла и связанные с ним апории. Движения души и их истолкование. Учение о душе как самодвижущем числе и связанные с ним апории. Критика этого учения
Глава пятая
Продолжение критики учения о душе как самодвижущем числе. Классификация традиционных определений души. Критика учения о душе как совокупности элементов. Учение орфиков о душе. Душа как составная часть Вселенной (Фалес). Вопрос о способностях души и ее единстве
КНИГА ВТОРАЯ
Глава первая
Три значения сущности. Определение материи и формы. Определение жизни. Тело как субстрат. Определение души как формы тела. Два значения энтелехии. Душа как энтелехия тела. Сравнение тела с орудием. О частях тела. Неотделимость души от тела. Возможное исключение
Глава вторая
Обнаружение причины — главное в определении. Жизнь — признак одушевленного существа. Различные значения понятия жизни. Жизнь растений и животных. Осязание — первое ощущение. Растительная способность, способность ощущения, разумная способность и движение — способности души. Ум — особый вид души. Определенне души как того, чем мы живем, ощущаем и мыслим. Душа имманентна определенному телу
Глава третья
Повторение предыдущего. Новое перечисление способностей души. Стремление как желание, страсть и воля. Ощущение и удовольствие. Осязание как ощущение, вызываемое пищей. Голод и жажда как желания. Другие психические способности животных. Характер единства души. Градация способностей души
Глава четвертая
О способностях души. Воспроизведение и питание — достояние растительной души. Душа как троякая причина живого тела. Критика взгляда Эмпедокла на направление роста. Возражение против взгляда на огонь как на основную причину питания и роста. Разбор мнения о том, что противоположное питается противоположным. Разница между питанием и способностью роста. Первая душа как питающее и как способность воспроизведения себе подобного. Тепло у одушевленного существа
Глава пятая
Об ощущении вообще. О способности ощущения. Ощущение в возможности и действительности. Два значения возможности, претерпевания и способности ощущения
Глава шестая
Три вида чувственно воспринимаемого и их характеристика. Общие качества (движение, покой, число, фигура, величина). Пояснение чувственных качеств, воспринимаемых привходящим образом.
Глава седьмая
Предмет зрения — видимое. Цвет. Определение прозрачной среды (вода, воздух) и света. Критика взгляда Эмпедокла на свет и воззрения Демокрита, отрицающего значение среды при зрении. Необходимость среды при звуковых и обонятельных ощущениях
Глава восьмая
Характеристика и определение звука и голоса
Глава девятая
Характеристика запаха и обоняния. Связь между обонянием и вкусовым ощущением. Совершенство осязания у человека. Зависимость одаренности от тонкости осязательных ощущений. Условия обоняния у человека и у бескровных животных. Орган обоняния
Глава десятая
Вкус и осязание. Влага как условие вкусовых ощущении. Источник вкуса. Орган вкуса и влага. Виды вкусовых свойств
Глава одиннадцатая
Апории в вопросе об осязании. Одушевленное тело (плоть) как смешение из земли и воды и воздуха. Осязание и вкус, их среда. Роль плоти в осязании. Ощущение осязательных противоположностей. Определение ощущения как некоей середины между противоположностями, имеющимися в ощущаемом. Характеристика неосязаемого
Глава двенадцатая
Определение ощущения как того, что способно воспринимать формы ощущаемого без его материи. Сравнение ощущения с отпечатком. Разрушительное воздействие на органы чувств чрезмерной степени ощущаемого. Причина отсутствия ощущений у растений. Невозможность того, чтобы неспособное к ощущению что-либо испытывало от соответствующего чувственно воспринимаемого объекта. Разбор вопроса о том, на что действует свет, звук, запах, осязаемое и ощущаемое на вкус
КНИГА ТРЕТЬЯ
Глава первая
Доводы в доказательство того, что, кроме пяти внешних чувств, пет никаких других. Отсутствие особого органа для восприятия общих свойств. Необходимость наличия не одного, а нескольких чувств для более отчетливого познания общих свойств
Глава вторая
Доказательство того, что самим зрением человек воспринимает, что он видит. Неоднозначность восприятия. Возможность наличия ощущений и представлений и после удаления воспринимаемых объектов. Тождество ощущаемого и ощущения в их актуальном состоянии. Наличие специальных названий для актуального состояния ощущений у одних чувств (звучание, слышание, видение), отсутствие таковых у других. Опровержение мнения, что чувственные качества не существуют вне наличия соответствующих ощущений. Ощущение как соотношение. Необходимость чего-то единого для установления различий ощущений. Способность различения. Пример точки как совмещения неделимого и делимого
Глава третья
Отождествление древними мышления и ощущения. Невозможность объяснения ошибочных знаний с точки зрения теории о том, что подобное познается подобным. Различия между ощущением и мышлением.Воображение и его отличие от ощущения и мнения. Положительное определение воображения. Объяснение названия воображения. Причины того, почему люди иногда действуют не сообразно с разумом, а сообразно со своими представлениями
Глава четвертая
Мышление. Аналогия между мыслью и ощущением. Ум и постигаемое умом. Ум у Анаксагора. Отдаленность ума от тела. Разумная душа как местонахождение форм. Двоякое понимание возможности применительно к уму. Решение вопроса о том, познаются ли существо предмета и сам предмет одной и той же способностью или разными способностями. Апории, возникающие из положения о том, что ум прост, ничему не подвержен и ни с чем не имеет общего (Анаксагор). Сравнение ума с дощечкой для письма, на которой еще ничего не написано. Тождество мыслящего и мыслимого у бестелесного
Глава пятая
Ум, становящийся всем, и ум, все производящий. Аналогия со светом. Вечность деятзльного ума. Преходящность пассивного ума и его зависимость от деятельного ума
Глава шестая
Положение о том, что заблуждение заключается в (неправильном) сочетании. Примышление времени. Различие в способах, какими ум мыслит разного рода неделимое. Истинность ума, направленного на суть бытия предмета
Глава седьмая
Актуальное и потенциальное знание. Объяснение, почему душа не мыслит без представлений. Единое средоточие знания. Единство познающего ума как причина различения разнородных и противоположных ощущаемых свойств. Представления как нечто вовлекающее ум в жизненную практику. Разъяснение сущности абстракции
Глава восьмая
Душа как совокупность сущего. Знание и ощущение. Душа как форма предмета. Сравнение души с рукой. Ум как форма форм. Объяснение, почему существо, не имеющее ощущений, не может чему-либо научиться и что-либо постигнуть. Невозможность созерцания умом без представлений
Глава девятая
Способность различения и способность приводить в пространственное движение как две основные способности души. Вопрос о правомерности деления души на части. Способность приводить в пространственное движение и неправомерность сведения ее к растительной способности, к способности ощущения или уму
Глава десятая
Стремление и ум как движущие силы. Отличие деятельного ума от теоретического. Цель как источник деятельности. Предмет стремления как движущая сила. Ум, воля и стремление. Предмет стремления — благо. Затруднения, связанпые с учением о способностях души. Борьба между умом и желаниями. Движущее, орган движения и движущееся тело. Сравнение движущего начала с сочленением и кругом. Обладание способностью стремления как условие того, что животное само себя движет
Глава одиннадцатая
Движущее начало и другие способности у низших животных. Воображение у животных, не наделеных умом, и у людей. Объяснение, почему у низших животных нет мнения. Три вида движения в зависимости от взаимодействия между волей и стремлением. Мнение, направленное на единичное, и мнение, направленное на общее, и их возможность приводить в движение
Глава двенадцатая
Растительная душа как необходимое условие всякой жизни. Ощущение — необходимое свойство не всех живых существ, а животных. Наличие ощущений как условие существования души. Необходимость осязательных ощущений для сохранения жизни животных. Осязание и вкус как условия питания. Восприятия через среду. Аналогия между взаимоотношениями движущих и движущихся тел и процессами, вызывающими ощущения
Глава тринадцатая
Невозможность для тела животного быть простым. Осязание как непосредственное восприятие и единственное чувство, утрата которого приводит животное к гибели. Воздействие осязательных и вкусовых ощущений на органы чувств и животный организм. Функции других ощущений

Примечания
Указатель имен
Предметный указатель
З. Микеладзе. Основоположения логики Аристотеля

КАТЕГОРИИ

ОБ ИСТОЛКОВАНИИ

ПЕРВАЯ АНАЛИТИКА
КНИГА ПЕРВАЯ
КНИГА ВТОРАЯ

ВТОРАЯ АНАЛИТИКА
КНИГА ПЕРВАЯ
КНИГА ВТОРАЯ

ТОПИКА
КНИГА ПЕРВАЯ
КНИГА ВТОРАЯ
КНИГА ТРЕТЬЯ
КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ
КНИГА ПЯТАЯ
КНИГА ШЕСТАЯ
КНИГА СЕДЬМАЯ
КНИГА ВОСЬМАЯ

О СОФИСТИЧЕСКИХ ОПРОВЕРЖЕНИЯХ

Примечания
Список обозначений в специальных выражений, использованных в примечаниях
Указатель имен
Предметный указатель
И. Д. Рожанский. Естественнонаучные сочинения Аристотеля

ФИЗИКА (перевод В. Я. Карпова)
Книга первая (Α)
Книга вторая (В)
Книга третья (Г)
Книга четвертая (Δ)
Книга пятая (Е)
Книга шестая (Ζ)
Книга седьмая (Η)
Книга восьмая (Θ)

О НЕБЕ (перевод А. В. Лебедева)
Книга первая (А)
Книга вторая (В)
Книга третья (Г)
Книга четвертая (Δ)

О ВОЗНИКНОВЕНИИ И УНИЧТОЖЕНИИ (перевод Т. А. Миллер)
Книга первая (А)
Книга вторая (В)

МЕТЕОРОЛОГИКА (перевод И. В. Брагинской)
Книга первая (А)
Книга вторая (В)
Книга третья (Г)
Книга четвертая (Δ)

Примечания
Указатель имен
Предметный указатель
Ф. X. Кессиди. Этические сочинения Аристотеля
А. И. Доватур. «Политика» Аристотеля


НИКОМАХОВА ЭТИКА. Пер. Н. В. Брагинской

БОЛЬШАЯ ЭТИКА. Пер. Т. А. Миллер

ПОЛИТИКА. Пер. С. А. Жебелева

ПОЭТИКА. Пер. М. Л. Гаспарова

Примечания
Указатель имен
Предметный указатель


ПРИМЕЧАНИЯ
«Метафизика» состоит из относительно самостоятельных ра­бот Аристотеля (публичных выступлений, лекций, набросков к ним или составленных его слушателями записей их), объеди­ненных проблематикой той науки, которую он называл первой философией, мудростью или теологией. «Метафизика» содер­жит в себе четырнадцать кпиг, обозначенных заглавными бук­вами древнегреческого алфавита от А до N (книга II обозначена строчной альфой). В этих книгах и их главах выделяют ранние, относящиеся к «среднему» периоду жизни Стагирита (347—335 гг. до н. э.), и поздние, восходящие ко второму афин­скому периоду его жизни (335—322 гг. до н. э.). Кроме того, их делят на основные и побочные: основные ранние — это книги А, Б, Г; основные поздние —Ε, Ζ, Η, Θ, I; побочные ранние — кпига Δ, главы 1—8 книги К, кпига Л (кроме главы 8), главы 9—10 книги М, книга N; побочные поздние — главы 9—12 кни­ги К, глава 8 книги Л, книга M (кроме глав 9—10).
Составитель корпуса аристотелевских сочинений (Андроник Родосский или, возможно, более ранний перипатетик) поме­стил данный труд после произведений, посвященных исследо­ванию природы, что и определило его название — ta meta ta physica (то, что после «Физики»). Место, занимаемое рассмат­риваемым трудом в своде аристотелевских сочинений, совре­менные исследователи ι связывают с проводившимся у стоиков делением философии па логику, физику и этику2: составитель корпуса рассматривал вошедшие в «Метафизику» работы как дополнительные к книгам по физике, освещающие фундамен­тальные вопросы учения о природе, а книгу Л, в которой изла­гается концепция перводвигателя, вынес в конец как трактат, обеспечивающий переход от физики к этике (последние две книги — M и N — считаются позднейшими вставками1).
По указанным выше причинам, а также, возможно, из-за предполагаемых позднейших напластований «Метафизика» ли­шена цельности и связности; более того, в ней много неясных мест и противоречий, некоторые ее разделы представляют со­бой повторения (иногда дословные) других ее разделов или разделов других сочинений Стагирита. Все это создает большие трудности как для понимания «Метафизики» читателем, так и для подготовки ее перевода к изданию.
Более цельный характер носит помещенное в настоящем томе сочинение «О душе» (Peri psyches), хотя из содержащихся в нем трех книг одна — третья — восходит к первому афин­скому периоду жизни Стагирита (367—347 гг. до н. э.), а две остальные — ко второму (335—322 гг. до н. э.). Вместе с тем и в этом произведении имеется немало трудных и неясных мест.
Таковы, в частности, излагаемые в кн. III рассуждения об ак­тивном и пассивном разуме, которые ввиду своей незавершен­ности дали повод к различному их пониманию и толкованию. Полный русский перевод «Метафизики» был осуществлен и опубликован А. В. Кубицким (М. — Л., 1934). Перевод книг XIII—XIV, принадлежащий А. Ф. Лосеву, был издан в составе книги этого автора «Критика платонизма у Аристотеля» (М.,
1929). Книга XII в переводе А. М. Водена была опубликована в «Книге для чтения по истории философии» (т. I. M., 1924).
В 1890—1895 гг. в «Журнале министерства народного просвеще­ния» печатались книги I—V в переводе В. Розанова π П. Первова.
Впервые сочинение «О душе» (без завершающей части гла­вы 12 кн. III) было переведено на русский язык В. Снегиревым («Психологические сочинения Аристотеля. Выпуск I. Исследова­ния о душе». Казань, 1885. До этого, в 1874 и 1875 гг. пере­вод В. Снегирева публиковался в «Ученых записках Казанского университета»). Перевод пятидесяти одного отрывка имеется в книге А. П. Казанского «Учение Аристотеля о значении опыта при познании» (Одесса, 1891). Второй полный перевод сочине­ния на русский язык принадлежит П. С. Попову (М., 1937).
В основу настоящего издания «Метафизики» положен пере­вод А. В. Кубицкого, опиравшегося на издания греческого тек­ста, осуществленные Ross'ом и Christ'oM, a сочинения «О ду­ше» — перевод П. С. Попова, опиравшегося на издание Вiеyl'я.
При подготовке настоящего издания тексты были заново све­рены М. И. Иткиным с греческим оригиналом с привлечением, в частности, нового издания Jдger'a («Aristotelis Metaphysica», Oxford, 1963). При сверке и редактировании «Метафизики» и «О душе» были учтены помимо английских и немецких перево­дов, опубликованных ко времени выхода в свет предыдущих из­даний на русском языке, новый английский перевод «Метафи­зики», осуществленный Apostle'oM (Bloomington — London, 1966), и немецкие переводы «О душе», выполненные О. Gigon'oM
(«Die Werke des Aristoteles», Bd 2. Zurich, 1950) и W. Theiler'oM («Aristoteles. Werke», Bd. 13. Berlin, 1973).
Profile PM

XRumoved

Стаж: 10 лет

Сообщений: 1

Откуда: Россия

post 04-Июн-2013 17:27 (спустя 17 дней)

Quote

Продаётся свежая база форумов для XRumer, AllSubmitter от
4 июня 2013 г.
Сбор базы производился по ключевым словам: бизнес, деньги,
заработок, работа и т.д., всего 227307 ключевиков.
Использованный софт:
Сбор ключевиков - база ключевых слов Пастухова;
Сбор ссылок - Hrefer 3.85 (лицензия);
Чистка по блек-листу, привод ссылок к индексу, удаление
повторных ссылок - XRumer 7.7.45 Elite (лицензия).
Количество форумов в базе: 249673 шт.
ICQ - 217728153.
Profile PM
Показать сообщения:    
Ответить на тему

Текущее время: 23-Апр 22:39

Часовой пояс: GMT - 2



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы

Добро пожаловать на наш трекер, который станет для вас незаменимым пособием по йоге, медитации и источником полезных советов на каждый день в разных жизненных ситуациях. Оставайтесь с нами, приглашайте друзей, делитесь ссылками на понравившиеся вам материалы. С уважением, Администрация сайта goloka.org.ua.

Традиционно, разные школы базируются на двух фундаментальных вопросах: 1) что есть мир, и 2) что\кто есть Я, иными словами чем есть всё то, что воспринимается, и кем есть тот, кто всё это воспринимает. Казалось бы уже у каждого есть ответы на данные вопросы, и потому они более не задаются. Йога базируется на том, что положенные в основу жизнедеятельности (жизни\бытия + деятельности) неверные ответы, на упомянутые выше вопросы, приводят к страданиям, впрочем верно и обратное – утвердившись в истине, достигается состояние противоположное страданиям (порой именуемое противоположным берегом сансары). ). С точки зрения теории - всё достаточно легко, а с точки зрения практики - не всё так просто (ответы, и всё что базировалось на них, повторялось длительное время, и как следствие обладают устойчивой тенденцией к дальнейшему повторению, которое ведет к дальнейшему страданию - теория не прекращает повторения всего того, что повторялось, но указывает на то, что должно прекратить повторяться. В свою очередь, администрация желает вам успехов в практике, которой мало кому хочется заниматься, в результате чего достигается только состояние 1) я знал как должно, 2) но делал как обычно, и 3) получил результат именно из второго пункта, искренне рассчитывая на результат из первого пункта :)

Великие изречения ведических писаний, которые указывают на суть:

1. Прагьянам брахма — «сознание есть Брахман» («Айтарея-упанишада» 3.3 «Ригведы»)
2. Аям атма брахма — «атман есть Брахман» («Мандукья-упанишад» 1.2 «Атхарваведы»)
3. Тат твам аси — «то ты еси» («Чхандогья-упанишада» 6.8.7 «Самаведы»)
4. Ахам брахмасми — «Я есмь Брахман» («Брихадараньяка-упанишада» 1.4.10 «Яджурведы»)