О, наконец-то мне постичь дано:
Вещающий и слышащий – одно.
Перед собой склонялся я в мольбе,
Прислушивался молча сам к себе.
Ибн аль-Фарид
Славяне и Арии ведают, что Мир состоит из Яви, Нави, Слави
и Прави. Явь, Навь и Славь – это воспринимаемые и не восприни-
маемые человеческими чувствами миры форм и понятий, которые
находятся во времени и пространстве и которые возможно понять
умом, разумом и интеллектом. Все эти миры являются лишь мо-
роком – вселенским наваждением, порождением несовершенства
органов восприятия существ Яви, Нави и Слави. То же, что дей-
ствительно существует, находится вне времени и пространства. Оно
не воспринимается умом и не определяется какими-либо понятия-
ми. Эту действительность Славяне и Арии называют Миром Пра-
ви. Этот мир достигается лишь через осознание неразрывного един-
ства всего, что есть в Мироздании. Поднявшийся на этот высший
уровень сознания забывает о себе, как индивидуальности: он не
видит проявлений природы – всё для него становится одним Без-
конечным Существом, необособленным ни именем, ни формой.
Известный духовидец Ибн аль-Фарид (1182-1235), переживший
эти состояния, описал их так:
Чтоб охмелеть, не надо мне вина –
Я напоён сверканьем допьяна.
Любовь моя, я лишь тобою пьян,
Весь мир расплылся, спрятался в туман,
Я сам исчез, и только ты одна
Моим глазам, глядящим внутрь, видна.
Так, полный солнцем кубок пригубя,
Забыв себя, я нахожу тебя.
Когда ж опомнюсь, вижу вновь черты
Земного мира – исчезаешь ты.
549
Всевышний не находится вне Своего мира, Он не «сотворил»
мир, а стал этим миром. «Со’хам (Я – это Он)», – говорят мудре-
цы Индии. «Дух, который находится здесь, в человеке, и Дух, ко-
торый находится там, в Солнце – взгляни: это Единый Дух и нет
никакого другого», – сказано в Тайттирия Упанишаде (10); «Кто
думает: «Я – это одно, а он – другое», тот не знает», – говорится
в Брихадараньяка Упанишаде (1.4.10); «Весь этот мир полон су-
ществ, которые суть Его члены», – говорится в Шветашвара Упа-
нишаде (4.100). «Освобождай Отца твоего, знанием своим охра-
няй Его – Отца твоего, который становится твоим Сыном и под-
держивает тебя», – сказано в Ригведе (5.3.9). «Бог стал знанием
и неведением, Он стал истиной и ложью… Он стал всем, что бы
то ни было», – сказано в Тайттирия Упанишаде (2.6).
Ведающий человек осознаёт Всевышнего во всём: в гладящем
ветре, в улыбке цветка, в движении древесной ветви, в шёпоте
листвы, в пении ручья, хохоте громовых раскатов и во взгляде звёзд-
ных очей. Духовидцы знают, что Совершенная Реальность или
Необусловленная Истина – вне понятий и речи. Всевышний в сво-
ей сущности неопределим и не может быть определён даже быти-
ем или сознанием. Именно поэтому мудрецы утверждают, что оп-
ределить Всевышнего – значит убить Его. Всевышнего невозмож-
но ограничить никакими рамками, потому что Он будет и рамкой
тоже. Единственное определение, которое допускали в древности
духовидцы по отношению ко Всевышнему – «это не то и не это».
Очень чётко выразил эту мысль суфий1 Ибн аль-Фарид:
То, что было до всех и пребудет всегда;
В нём прозрачность воды, но она не вода:
Это суть без покрова, что лишь для умов,
Неспособных постичь, надевает покров.
Он создатель всех форм и, как ветер сквозной,
Сквозь все формы течёт, не застыв ни в одной.
В Кайвалия Упанишаде (19.20) говорится: «Из Меня возникает
Вселенная, и только Мною поддерживается она; во Мне она исче-
зает. Это – безвременный Брахман, и это есть Я Сам. Я меньше
самого малого, и Я – огромен. Я – сверкающая красками, вседер-
жащая Вселенная. Я – древний, Я – дух, Я – владыка богов, Я ______________________________________________________________________
1 Суфизм – мистическая прослойка в мусульманстве.
550
драгоценен и блажен». «Этот Атман внутри тела, состоящий из
света и чистоты, достигается истиной, аскетизмом, правильным
знанием и постоянной воздержанностью. Его видят люди, владею-
щие собой, освободившиеся от пороков», – написано в Мундака
Упанишаде (3.1,5).
Всевышний – Наибольшее Благо, какое невозможно ни осмыс-
лить, ни уразуметь. Всё, о чём можно мыслить и разуметь, не
объясняет Его Бытия, ибо всё сказанное о Нём будет слишком уп-
рощённым. Ему не может быть названия. Он – Владыка Молитв –
Рамха. В Нём нет личности, какой её знают люди. Рамха – Сверх-
личность, Сверхсознание. Он есть, и Его нет, ибо Он стоит выше
даже этих понятий. Говоря о Нём, можно лишь отрицать качества:
«Оно ни толсто, ни тонко, ни коротко, ни длинно; ни красно, подоб-
но огню, ни прилипчиво, подобно воде; оно ни тень, ни тьма, ни
ветер, ни пространство; оно без осязания, без вкуса, без запаха,
без зрения, без слуха, без речи, без мысли, без жара, без дыха-
ния, безо рта, без меры, без внутреннего, без наружного», оно есть
«нети-нети» (не то и не это), – говорится в Брихад-араньяка Упа-
нишаде (3.8.8;4.2.4).
«Верховный Создатель познаваемых вещей не является ничем
из того, что может быть постигнуто разумом», – так пишет Дио-
нисий Ареопагит (V-VI вв.) в своём «Трактате о мистическом
богословии».
Всевышний непостижим с помощью умственных способов по-
знания, ибо сверхсущностная неопределённость превышает всякую
сущность, подобно, как и сверхразумное Единство – всякую мыс-
ленную деятельность. Для этого необходимо духовидение.
В Бхагавад-Гите (2.53) говорится:
Как только твой разум отвергнет писанья,
Ты к йоге придёшь, утвердясь в созерцанье.
Только через духовное созерцанье в Светьем теле достигается
состояние прямого видения Всевышнего Бога, непосредственного
с ним общения. Поэтому Ибн аль-Фарид призывает:
Так откажись от внешности, умри
Для суеты и оживи внутри.
Уняв смятенье, сам в себе открой,
Незамутнённый внутренний покой.
И в роднике извечной чистоты
С самим собой соединишься ты.
551
Духовидцы осознают, что полный облик Всевышнего не мо-
жет быть явлен в трёхмерном мире, живущем в линейном вре-
мени. Замыкание на пространственном облике порождает идола.
Люди, не достигшие осознания своего одновременного единства
и различия со Всевышним, не способны к общению с Рамхой в
Его запредельном образе; они могут воспринимать Его только в
человекоподобном облике. Для людей с таким сознанием в Жем-
чужине Упанишад даётся молитва: «О Всевышний, пожалуйста,
удали от меня Твоё ослепительное сияние, которое скрывает от
меня Твоё лицо».
В Бхагават-Гите (6.29) говорится:
«ИСТИННЫЙ ЙОГ ВИДИТ ПРАРОДИТЕЛЯ
ВО ВСЕХ СУЩЕСТВАХ,
А ТАКЖЕ ВИДИТ КАЖДОЕ СУЩЕСТВО В НЁМ.
В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ДВАЖДЫРОЖДЁННЫЙ
ВИДИТ ВСЕВЫШНЕГО ВЕЗДЕ И ВО ВСЁМ».