Бхагавад-гита 10.4-5
Нью-Йорк, 4 января 1967 года
буддхир гьянам асаммохах кшама сатьям дамах шамах
сукхам духкхам бхаво 'бхаво бхаям чабхаям эва ча
ахимса самата туштис тапо данам яшо 'яшах
бхаванти бхава бхутанам матта эва притхаг-видхах
Итак, мы должны понять эти качества. Буддхих означает
разум, гьянам - знание, асаммохах - свобода от иллюзии,
кшама - всепрощение, сатьям - правдивость, дамах - контроль
чувств, самах - контроль ума, сукхам - счастье, духкхам -
несчастье, бхава - рождение, абхава - смерть, бхаям - страх и
абхаям - бесстрашие, ахимса - ненасилие, саматах - равновесие,
туштис - удовлетворенность, тапах - воздержание, данам -
благотворительность, яшах - слава, аяшах - бесславие, бхаванти -
исходит, бхава - состояние бытия, бхутанам - всех живых существ,
маттах - из Меня, эва - непременно, притхаг-видхах - по разному
устроено.
Поскольку Кришна объявил уже: ахам адир хи деванам
мохаршинам ча сарва. Он - изначальная причина всего, причина как
хороших, так и плохих качеств. Что бы мы ни видели в этом
материальном мире, мы рассматриваем это как хорошее или плохое.
Мы делим все соответственно нашему восприятию. Но в
действительности качества Кришны по-разному проявляются. Здесь,
в материальном мире, трансцендентальные качества, пребывающие в
Кришне, также пребывают в живых существах. Все мы имеем эти
качества.
Возьмем пример. Буддхи - "разум, интеллект". Но что это
такое? Истинный разум - понимание того, что Кришна - Верховный,
а я - Его частичка. На это указывается здесь:
Предположим, человек очень грамотен в вождении автомобиля. Но
это материальный разум, он применяется для зарабатывания хлеба.
Истинный разум - сукхартха - тонкое чувство понимания тонких
проявлений этой природы. Это буддхи - понимание существования
вещей. Человек считается разумным, когда он пытается понять не
физиологические или анатомические особенности этого тела, он
пытается увидеть, благодаря разуму, что является активным
принципом этого тела, заставляющим человека действовать. Это
разум. Например, ребенок видит, что по улице едет машина. Ему
кажется, что машина едет сама по себе. Это не является разумом.
Машина не может ехать сама по себе. Предположим, у нас есть
записывающий магнитофон и микрофон. Кто-то может сказать: "О,
как хорошо они работают", но человек должен видеть, что эти
магнитофон и микрофон не могут работать, пока духовная душа не
соприкасается с ними. В этом заключается разум. Мы не должны
удивляться, видя машины. Мы должны попытаться найти внешнюю
сторону - кто действует через машину. Это разум. Сукхартха
вивичарам. Видеть тонкости. Грубое видение - не разум. Человек
пишет книги. Чудесно. Он - ученый. Но как только это
прекращается ... ученый становится глупцом, нет больше ученого.
Ученый может открыть нечто и представить это своему ученику,
сказав: "Когда моему телу придет конец, ты введешь этот
препарат, и я снова буду жить". Могут ли ученые открыть такой
препарат? Нет. Если ученые смогут открыть его... не должно быть
дефицита ученых: Исаак Ньютон, Джагадиш Чандра Боуз,
и множество других ученых по всему миру. Они открывали много
удивительного. В вашей стране Эддисон. Они открывали так много
удивительного! Но, "Мистер ученый, почему бы вам не открыть
нечто такое, что может сохранить нас, как только мы оставим наше
тело, чтобы мы смогли ввести это в тело, и тогда снова
пробудились или снова начали работать?" Ученые работают,
философы работают. Они работают не сами по себе, а под влиянием
чар материальной природы.
В Бхагавад-гите есть стих:
пракритех крияманани
гунайх кармани сарвашах
аханкара-вимудхатма
картахам ити маньяте
Пракрити. Благодаря законам природы, он работает. Почему не
каждый становится ученым? Если это происходит автоматически,
почему есть так много различий? Здесь ученый, там глупец. Почему
происходит это различение? Это различие делается пракрити -
природой. Что является пракрити?
Кришна говорит: "Под Моим управлением пракрити действует".
Материальная природа является представителем Кришны. Истинный
работник - это Кришна. Мы - просто инструменты. Такова наша
позиция. Если у вас есть разум, вы должны понять, что вы -
просто инструмент. Например, моя рука - инструмент. Я могу
поднять ее. И таким образом я действую. Не эта рука действует, я
действую. Но люди не понимают этого. Аханкара-вимудхатма. Из-за
ложного эго он думает: "Я - ученый, я - философ, я - Рокфеллер,
я - бизнесмен, я - свами, я это..." Иногда мы думаем: "Я -
бедняк, я - это, я - то". Нет. Вы - просто инструмент в руках
Кришны. Это разум. Поэтому вы должны работать в соответствии с
желанием Кришны. Если вы действуете в сознании Кришны, это
истинный разум. Если вы работаете не для Кришны, действуете
против Кришны - это глупость. Таково различие между разумом и
глупостью. Гьянам означает "знание".
Итак, сейчас в отношении знания. Возьмем пример. Связка
ключей. Если вы хотите найти того, кто знает эти ключи и может
открывать им двери, в какой стране впервые она была сделана, из
какого материала. Вы можете писать тома книг. Вы можете
спекулировать. Это самые последние вещи. Но это не означает, что
вы являетесь человеком, обладающим знанием. Я могу дать вам
очень хороший практический пример. В молодости я был менеджером
в большой химической фирме, там была серокислотная камера
сжатия. Эта камера была с дефектом, поэтому не работала хорошо.
Она давала серную кислоту, но потом она сломалась, и кислота
перестала производиться. Тогда собралось множество ученых. Они
сидели и листали книги: "О, почему она не работает?" Затем хоз.
директор доктор Боуз, который был очень разумным человеком,
тотчас же отправился в другую химическую фирму. Директор знал
там одного опытного рабочего, мухаммеданина. Доктор Боуз позвал
этого рабочего, чтобы тот посмотрел, где поломка машины. И этот
рабочий тотчас же пришел, что-то там покрутил, и кислота пошла.
И тогда все эти ученые-теоретики сели.
Такой опыт можно обнаружить даже у обычного человека. Даже
в птице вы можете найти это. Они имеют особый вид знания, но это
не знание. Вы найдете, что даже у животных есть какие-то
замечательные действия, которые мы совершать не можем. Но это не
знание. Знание означает понять, что есть душа и материя.
Например, после умственных поисков вы найдете, что существует
нечто, без чьей работы это тело бесполезно. Когда вы различаете,
где душа, а где материя... Материя работает вследствие контакта
с душой.
Я снова хочу сказать про магнитофон и микрофон. Он работает
потому, что юноша, который является духовной душой, прикасается
к нему. Поэтому мы должны различать, что есть материя, а что -
душа. Материя не может работать без соприкосновения с душой, она
зависит от души. Это является знанием, а не то, когда материя
выставляется на передний план, а душа пренебрегается. Это
глупость. Поэтому в современной системе образования
даже эти несколько человек действительно пребывают в знании,
поскольку они пренебрегают духовной стороной деятельности и
принимают только материальную. Если исходить из того, о чем
говорится в Бхагавад-гите, тогда эта цивилизация является
цивилизацией глупцов. Что они могут сказать на это? Они слишком
много значения придают машинам с двигателями и не придают
большого значения водителю. Это глупая цивилизация.
Когда я был студентом церковного колледжа, я читал один
журнал, изданный в моей стране, я думаю, он назывался "Наука
Америка" Здесь есть такой журнал, да? Там я увидел одну картину.
Я думал, что в это время начали строить небоскребы. Человек
вложил в нее всю душу, и картина заключалась в том, что для
производства материи душа была убита. Вы видели это? Это
материальная цивилизация. Они придают очень большое значение
материальной стороне, но пренебрегают духовностью. Это не
цивилизация. Человек должен придавать большее значение духовной
стороне, поскольку это жизненный принцип. Это называется
знанием. Челвоек пребывает в знании, когда он придает важность
духовной стороне. Его называют гьяни. В противном случае, люди -
глупцы. Гьянам означает
понять, что есть материя и что - дух.
Теперь об арьянах. Ими называют очень продвинутых
личностей (по санскриту). Арьян - не английское слово, и не
хинду... Это санскритское слово, исходящее от арийа. Теперь оно
стало обычным словом арьян. Арийа обозначает того, кто
продвинут, или цивилизован, того, кто обладает знанием.
В Бхагавад-гите вы обнаружите, что когда Арджуна отказался
от сражения, Кришна сказал ему, что он говорит не как арьян. ВСе
мы принадлежим к арийам. Этому существует историческое
подтверждение. Это индо-европейская цивилизация. Арьяны жили в
Центральной Азии, затем одни из них эмигрировали в Индию, другие
- в Европу. Из Европы они пришли сюда. Таким образом, мы
принадлежим к роду арьян, но мы потеряли наше знание,
поэтому, практически, перестали быть ими. Мы не придаем важности
духовной стороне жизни. А арьян означает тот, кто придает
важность духовности. В чем заключается эта важность? В том, что
если человеку дается понимание важности духовной стороны жизни,
видит, насколько важна эта человеческая форма жизни. В
человеческом теле, хотя душа обусловлена материей, она
постепенно совершенствует знание. Эта теория эволюции содержится
в Падма-Пуране. Существует истинная эволюция, заключающаяся в
переходе от стадий жизни, начиная с водных существ, затем форма
жизни растений, земноводных, птиц, животных и до человеческой
формы. И затем цивилизованная человеческая форма жизни.
Итак, к нашему счастью, мы получили теперь цивилизованную
форму жизни - ариян. Но мы тратим жизнь на поддержание этого
тела.
Мы стараемся совершенствовать это тело. Духовная душа получила
шанс освободиться. Благодаря природному процессу эволюции, душе
дается шанс выбраться из материальных сетей. Но люди не придают
этому важности. Поэтому иногда происходит перенаселенность. Что
это означает? Возьмем, к примеру, ученика, который переходит из
класса в класс, от младших к старшим. Если он не
останавливается, он переходит в следующий класс. Предположим, из
1-4 он переходит в 10 класс. В десятом классе он проходит
окончательный экзамен и поступает в колледж. Но если на экзамене
в десятом классе студент проваливается, тогда этот класс
становится сверхнабранным, возникает перенабор. Аналогично
этому, в современной цивилизации мы сталкиваемся с
перенаселением, что означает, что мы не продвигаемся к высшему
уровню жизни. Мы останавливаемся, не продвигаемся, и поэтому
естественным следствием будет являться то, что должны произойти
какие-то войны, эпидемии, чтобы остановить этот процесс. Итак,
это признак того, что нет разума, знания, и люди становятся
очень гордыми. Если мы действительно хотим, поскольку
это является целью Господа, буддхир гьянам саммохах, мы должны
использовать это. Человеческая форма должна использоваться для
достижения целей Господа. Господь дает нам чудесную пищу,
Господь дает нам разум, знания. Он дал нам книги знания, Он
лично рассказал Бхагавад-гиту. Почему вы не пользуетесь этим?
Если мы используем это, мы можем гордиться, что стали арийами -
человеческими существами. Но в противном случае, если вы просто
следуете животным насклонностям, как собака бегает за самкой
собаки, как свинья бежит за женской особью этого вида, если мы
поступаем аналогичным образом, это не цивилизация. Мы должны
быть трезвыми, и наша жизнь должна отличаться от жизни
животного. Это называется использованием человеческой формы
жизни. В ведической литературе говорится: в этом теле можно
воплотиться лишь после многих и многих рождений, после миллионов
и триллионов лет. Не думайте, что по случайности мы попали в
это тело. Существует множество других тел: кошки, собаки...
Множество тел. Почему мы попали в эту цивилизованную форму? Под
этим подразумевается некий процесс, о чем говорится в ведической
литературе:
Эта форма тела достигается после прохождения через многие
миллионы видов жизни. Что представляет собой эта форма? Манушьям
- человек. Манушья - санскритское слово, по-английски man -
человек. Это латинское значение слова. Изначальное слово
"манушьям" - человек - исходит от слова "Ману". Ману является
отцом человечества. Так почему это так редко? Артхадам. Вы
можете достичь высшего совершенства. Артха означает деньги или
какие-то вещи. Мы используем это тело для зарабатывания денег.
Но другое значение артха - вещи. Мы ищем вещи, мы привлечены
материальными деньгами.
Анитьям. Хотя артхадам, это может дать вам какие-то вещи, но это
не постоянно - анитья. Нитья означает "вечное, постоянное", а
анитья прямо противоположно тому.
Ведические писания обращаются к вам:
Но если вы являетесь дхирой, что значит "трезвый, разумный", как
вы используете ваше тело?
Вы должны использоваться вашу человеческую форму жизни ради
достижения высшей цели очень быстро, как можно скорее - турнам.
Почему так?
Вы не знаете, когда вы умрете. Поэтому
до смерти вы должны использовать это тело наилучшим образом. Не
думайте так: "Я - молодой человек, я буду наслаждаться: есть,
пить, женюсь..." Нет, вы не должны быть пренебрежительны.
Прахлада был пятилетним мальчиком, но ему давал наставления
Нарад Муни, и он стал великим преданным. Прахлада уже в этом
возрасте он проповедовал своим одноклассникам, поскольку не
является существенным то, пятилетний вы мальчик, 500-летнее
дерево или камень, которому 5 000 000 лет. Если вы, будучи
пятилетным мальчиком, реализовали знание, ваша жизнь
совершенна. Все это очень хорошо обсуждается.
Вы очень гордитесь вашей длительной продолжительностью жизни,
так как видите, что кошки и собаки умирают через десять лет, а
вы живете 70 лет. Поэтому вы очень горды. Но дерево живет 500
лет. "Но оно не дышит". Вы видели мешок из кожи? Это тоже
дыхание. Вы думаете, что ваше дыхание более совершенное?
"Хорошо, они дышат, но не могут жить сексуальной жизнью". Но что
здесь такого? Разве собаки и свиньи не наслаждаются сексом?
Разве они не едят? Поэтому нужно все анализировать. В чем
причина вашей гордости? Гордость может допускаться, если вы
находитесь в сознании Кришны, поскольку это совершенство жизни.
В противном случае вы - кошки и собаки. Не принимайте это как
критику. Просто я анализирую тот факт, что тело должно
использоваться для духовной цели, это называется разумом, гьяна,
это свобода от сомнений. Таков процесс. Если мы изучаем
Бхагавад-гиту аналитически, используя свой разум, тогда мы
становимся совершенными. Это сознание Кришны. Примите это
преимущество. Не портите свою жизнь. Это наша просьба. Наше
Общество создано для этой цели. Мы не обманываем никого, говоря:
"Приходите, поупражняйтесь и отправляйтесь домой". Нет. Это
нечто существенное. Попытайтесь понять это. Спасибо большое.
Бхагавад-гита 10.8
Нью-Йорк, 6 января 1967 года
ахам сарвасья прабхаво маттах сарвам правартате
ити матва бхаджанте мам будха бхава-саманвитах
Я - источник всего. "Все" подразумевает также эту
вселенную. Все, что вы можете представить себе, также относится
к категории "всего". Итак, если Кришна - источник всего, тогда,
если вы любите Кришну, вы любите вселенную. Это в
действительности так. Если вы любите вашего отца, тогда вы
любите и вашего брата. Если вы любите вашу страну, вы любите и
ваших сограждан. Предположим, мы приехали из-за границы. И здесь
есть один джентльмен из Индии. И я из Индии. Поэтому
естественно, что мы спрашиваем: "Вы приехали из Индии? Из какой
ее части?" Почему к этой личности возникает привязанность?
Потому что я люблю Индию. И так как он прихал оттуда, я также
испытываю к нему привязанность. Такая любовь берет свое начало в
происхождении. Если вы любите ваше тело, вы любите ваш палец. И
если вы пренебрегаете вашим телом, вашим здоровьем, вы не
заботитесь и о своем пальце.
Поэтому Бхагавад-гита говорит:
ахам сарвасья прабхаво
маттах сарвам правартате
ити матва бхаджанте мам
будха бхава-саманвитах
Ити матва бхаджанте мам. Тот, кто понимает факт, что Господь -
источник всех проявлений, с научной точки зрения очень хорошо,
тогда, благодаря любви к Господу, он любит и всю вселенную. Если
вы думаете, что Господь - плод вашего воображения, вы не можете
полюбить вселенную и Господа. Вы должны понять Его положение. В
любом писании, даже в вашей Библии, Господь говорит: "Пусть
будет творение", и так возникает мир. Так Господь творит
вселенную. И если вы любите Господа, вы любите и вселенную. Это
происходит автоматически. Если я говорю: "Я люблю свое тело"
каждый любит свое тело, но это не означает, что я не люблю свой
палец.
Есть прекрасный пример с охотником - вйатха (на санскрите).
Он охотился в лесу, убивая животных: кабанов, оленей и множество
других. Это дело охотника - убивать животных. Но он убивал
наполовину, оставляя их мучаться в агонии. И это увидел Нарада
Муни, который проходил по той же дороге. "Кто убивает их так, до
полусмерти?" Тогда он подошел к вйатхе - охотнику - и спросил
его, почему он так делает. "Лучше убивать их до конца, чтобы они
не страдали. Иначе это большой грех". Охотник объяснил: "Я не
знаю, что есть грех, и что не есть грех. Мой отец научил меня
этому делу, и я выполняю его". Тогда Нарада сказал: "Ты не очень
хорошо поступаешь. Лучше, если ты будешь убивать их полностью, а
не на половину". Охотник спросил: "Я совершаю грех?" Нарада
ответил: "Да, ты грешишь". Но охотник сказал: "Если я
оставлю это дело, что я буду есть? Как буду жить?" И тогда
Нарада ответил: "Хорошо, я дам тебе все необходимое для жизни.
Оставь это дело". Таким образом, Нарада инициировал его. И потом
охотних уединился.
Деревенские жители поняли, что этот вйатха стал великим
святым, и каждый приходил к нему и предлагал немного риса,
цветов и фруктов. Он совершал свое преданное служение в
соответствии с наставлениями Нарады. Через некоторое время
Нарада пожелал показать этого преданного своему другу Парвати
Муни. Нарада пригласил охотника прийти к нему. И когда этот
преданный отправился к Нараде Муни, он внимательно смотрел на
дорогу, чтобы не раздавить ни одного муравья. Он прыгал
через них. Тогда Нарада спросил его: "Почему ты все время прыгал
на своем пути?" Преданный ответил: "Господин, здесь множество
муравьев. Как я могу наступать на них?"
Только посмотрите на этого человека, который без всякого
сострадания убивал множество животных, но теперь стал добр даже
к муравью. Как только вы становитесь сознающим Кришну,
проявляется ваша любовь ко всему миру. Всемирное сознание -
идеал, оно развивается. Иначе это просто обман. Существует
множество доктрин всемирной любви, дружбы, братства. Но люди
воюют между собой и запросто убивают, поскольку у них
отсутствует сознание Господа. Но если у вас есть любовь ко всему
сущему, как вы можете содержать постоянно работающие скотобойни?
Как вы можете думать, что этот американский джентльмен или леди
- ваши сограждане, но это никак не относится к коровам, козам
и змеям? Где же ваша идея всеобщего мира? Пока сознание Бога
не развито, идеи всеобщего мира - абсурд. Это лишь игра слов.
Прежде всего надо осознать ваше тождество с Господом, ваши
действия в этом направлении, тогда возникнет вопрос о всеобщем
братстве. В противном случае это всего лишь игра слов. Если вы
думаете о всеобщем братстве, как вы можете защищать людей,
рожденных в Америке, и одновременно посылать на скотобойню
коров? Где ваш разум?
Посетитель: "Это может быть личной любовью".
Прабхупада: "Всеобщая означает "все". Вы должны любить каждого".
Посетитель: "Если я не люблю корову так, как ребенка, это личная
любовь, так как я делаю качественное различие".
Прабхупада: "Но как вы можете пренебречь этой личностью?"
Посетитель: "Так как я люблю только ребенка, я могу исключить
других, например, корову".
Прабхупада: "Но ребенок - это личность. Как вы можете
пренебрегать личностью?"
Посетитель: "Как я могу что?"
Прабхупада: "Что значит ваша любовь, если вы пренебрегаете
личностью. Во вселенной существует множество людей, животных,
деревьев, птиц - множество существ, и мы должны любить каждого.
Это называется всеобщей любовью. Вы не можете дискреминировать:
"Это не является всеобщим". Всеобщая любовь значит
"всеохватывающая", то есть любовь ко всем. Как же вы можете
пренебрегать этой личностью и быть имперсональным? Вы должны
любить каждого".
Посетитель: "Если я не делаю так, моя любовь ограничена?"
Прабхупада: "Нет, никаких ограничений. Суть в том, что если вы
любите корни, вы должны любить все остальное. Если вы поливаете
воду под корень дерева, ветви, цветы, листья, плоды будут
получать питание. Вы должны понять способ, как полюбить все.
Если кто-то, любя дерево, льет воду на каждый листочек, на
каждую ветвь и цветок, он попусту теряет время. Разумный человек
выльет воду под корни, и она распространится по всему дереву.
Глупость, что вы, не зная корней, хотите полюбить ветви. Вы
любите свое тело, но почему же тогда обеспечиваете пищей
желудок, а не глаза и не уши? Почему не нос? Почему не каждый
палец, руку, каждый волос? Нет, потому что как только вы
помещаете пищу в желудок, энергия тотчас же распространяется
повсюду? Аналогично, всеобщая любовь подразумевает любовь к
Господу. Но люди не знают такого метода. Как тот охотник; он
полюбил Господа и потому автоматически стал любить каждого
муравья. Нет нужды разделять: вы любите этого муравья, эту
корову, это дерево; вы любите эту страну, этого человек; любите
белого человека, черного, того, другого. Нет. Как только вы
полюбите Господа, вы поймете, кем Он является, и затем ваша
любовь проявится ко всему.
В Бхагавад-гите говорится:
сарва-йонишу каунтея
муртаях самбхаванти ях
тасам брахма махад йонир
ахам биджа-прадах пита
Люди принимают Бхагавад-гиту за нечто индийское или
принадлежащее к культуре хинду, но в действительности это не
так. Она всеобщая. Кришна говорит, что существуют 8 400 000
различных видов тел, и все они являются Его сыновьями. Если вы
любите Кришну, вы любите белого человека, американца, европейца,
индийца, вы любите корову, собаку, змею. Всех. Итак, вы должны
узнать метод. Просто благодаря теоретическому знания, вы не
сможете прогрессировать. Это практический пример. Поскольку в
настоящий момент любви к Господу нет, вся эта абсурдная всеобщая
любовь, все это братство идет в ад. Поэтому мы заинтересованы в
движении Сознания Кришны. Вы должны изменить ваше сознание,
наполнить его Кришной, или Господом. Тогда все будет в порядке.
Благодарю вас. Если вы милостиво придете и спросите об этом, мы
будем очень рады ответить, насколько сможем. Сейчас позвольте
нам провести маленький киртан.
Время без четверти девять.
Пожалуйста, присоединяйтесь к нашему киртану. Харе Кришна. Это
очень просто: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе /
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
(Прабхупада начинает киртан).