Сухотра Свами (Suhotra Svami, также известен как Сухотра Даса, имя при рождении — Роджер Терренс Кроули, англ. Roger Terrence Crowley; 11 декабря 1950, Холиок, Массачусетс — 8 апреля 2007, Маяпур, Индия) — индуистский вайшнавский писатель, философ и гуру.Сухотра Свами был одним из духовных лидеров Международного общества сознания Кришны (ИСККОН), где исполнял обязанности члена Руководящего совета и инициирующего гуру.
Роджер Терренсе Кроули родился в городе Холиок штата Массачусетс в 1950 году. В юности, он сначала присоединился к движению хиппи в Детройте,а затем к Движению сознания Кришны в Бостоне.В 1971 году Роджер стал учеником Бхактиведанты Свами Прабхупады,[8] получив духовное имя на санскрите Сухотра Даса.Став монахом-послушником, он присоединился к путешествующей группе кришнаитских монахов,которая проповедовала в США, совершая публичные киртаны и распространяя вайшнавскую литературу.
В 1982 году Сухотра Даса принял посвящение в санньясу (уклад жизни в отречении) и получил титул «свами».Сухотра Свами посвящал большую часть своего времени проведению лекций и преподавательской работе в Европе, в особенности в Германии и странах Восточной Европы.В 1991 году Сухотра Свами был назначен членом Руководящего совета ИСККОН.В течение последующей декады, он был лидером Движения сознания Кришны в Норвегии, Финляндии, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Польше,Чехии, Словакии, Румынии, Болгарии и Греции. В 1996 году он был избран председателем Руководящего совета. С марта 2003 года и до самой своей смерти Сухотра Свами был членом сформированного Руководящим советом консультативного комитета по шастрам,который занимался разрешением спорных философских вопросов. Сухотра Свами написал ряд книг на тему вайшнавской философии и веданты.Он также писал статьи для научного журнала «ISKCON Communications Journal» и для официального журнала ИСККОН «Back to Godhead».
Биография
Ранние годы (1950—1971)
Роджер Терренсе Кроули родился 11 декабря 1950 года в небольшом городке Холиок штата Массачусетс, который считается родиной волейбола. Мать Роджера была англичанкой,а отец, ветеран Второй мировой войны, служил офицером в ВВС США.Когда Роджеру был всего один год,он вместе с семьёй переехал в Японию, на американскую военную базу в Тачикава, в окрестностях Токио.Сухотра Свами вспоминает, что в детстве, будучи в Японии, он часто убегал из дома и катался на городском автобусе, доставляя тем самым огромное беспокойство своей матери.В 1956 году семья Кроули переехала на Азорские острова и последующие четыре года Роджер провёл на американской военной базе «Лажеш» на острове Терсейра, обучаясь в англоязычной школе для детей военных.В этот период Роджер впервые побывал в Германии и Англии, где жили родственники его матери.
Когда Роджеру было 12 лет, его отец ушёл на пенсию,после чего семья поселилась в Детройте. В 1967 году, во время учёбы в школе, ему в руки попала запись мантры Харе Кришна в исполнении известного американского поэта-битника Аллена Гинзберга.Гинзберг часто общался с вайшнавским гуру Бхактиведантой Свами Прабхупадой, который за два года до этого приехал в США из Индии и основал в Нью-Йорке Международное общество сознания Кришны.
Мантра Роджеру понравилась и он начал периодически её повторять. В школе Роджер учился на отлично и после её окончания поступил в университет, где ему предложили стипендию.Вскоре, однако, он потерял интерес к учёбе, которая казалась ему бессмысленной, и примкнул к движению хиппи. Он начал экспериментировать с наркотиками и увлёкся восточной философией, йогой и возможностью «расширения сознания».После двух лет учёбы, Роджер бросил университет и, серьёзно заинтересовавшись дзэн-буддизмом, принял буддийского гуру.
В это время некоторые из его знакомых стали кришнаитами, но Роджер поначалу не мог получить никакой информации о них. Первая его встреча с кришнаитами произошла в 1971 году в Детройте, где он жил, арендуя с друзьями-хиппи дом на окраине города. В результате эпизодического общения с кришнаитами, Роджер потерял интерес к прежнему образу жизни. Он захотел побольше узнать о кришнаитах, которые поразили его тем, что всегда «выглядели такими счастливыми».
Однажды вечером, в историческом центре Детройта, Роджер встретил на улице группу поющих монахов-кришнаитов. Вдохновившись, он присоединился к ним и принял участие в уличном киртане, а после его окончания отправился вместе с кришнаитами в детройтский храм. Это был его первый визит в индуистский храм. В это время монахом-послушником в храме служил Индрадьюмна Даса, в будущем ставший известным вайшнавским гуру и проповедником Индрадьюмной Свами.
Роджер принял участие в вечерней церемонии арати, прослушал лекцию по «Бхагавад-гите» и принял освящённой пищи прасада. Позже Сухотра Свами вспоминал, что «всё это показалось ему странным, но чудесным». Перед уходом, он купил экземпляр кришнаитского журнала «Back to Godhead». Возвратившись домой, он прочитал его несколько раз подряд и по прошествии нескольких дней решил ради эксперимента пожить какое-то время в кришнаитском храме. В журнале значилось, что он был опубликован в Бостоне, и Роджер решил поселиться именно в бостонском храме. Он полагал, что тамошние кришнаиты были «великими философами» и желал встретиться с авторами опубликованных в журнале статей. Себя Роджер также считал «великим философом» и хотел находится в обществе достойных людей. Денег для тысячекилометрового путешествия в Бостон у него не было и ему пришлось отправился туда на грузовике вместе со своим знакомым, который работал водителем-дальнобойщиком.
Первые годы в ИСККОН (1971—1976)
Роджер хотел пожить в храме лишь короткое время и, «одухотворившись», вернуться назад в Детройт, но по прошествии нескольких недель, вдохновился и решил посвятить свою жизнь духовной практике. Присоединившись к Движению сознания Кришны, Роджер стал монахом-послушником в бостонском храме ИСККОН. Там же, в июле 1971 года, Роджер получил от Бхактиведанты Свами Прабхупады духовное посвящение и санскритское имя Сухотра Даса.
В 1970-е годы Сухотра Даса активно занимался проповедью гаудия-вайшнавизма в США. Сначала он был одним из участников проповеднической «Путешествующей группы санкиртаны Радхи-Дамодары», основанной и руководимой Тамалой Кришной Госвами и Вишнуджаной Свами. Позже Сухотра Даса участвовал в программе распространения вайшнавской литературы в американских библиотеках, организованной издательством «Бхактиведанта Бук Траст».
Паломничество в Индию и проповедь в Европе, Азии и Австралии (1976—1991)
В 1976 году Сухотра Даса совершил паломничество по святым местам в Индии, а в 1977 году прибыл в Европу, где избрал своей базой Германию.В последующие годы он проповедовал гаудия-вайшнавизм в странах Восточной Европы и Скандинавии.
В 1982 году Сухотра Даса принял санньясу, уклад жизни в отречении, от Харикеши Свами, получив при этом титул «свами» В период с 1988 по 1991 год он активно путешествовал и проповедовал гаудия-вайшнавизм в разных странах мира, в основном в Азии и Австралии.
Деятельность в Руководящем совете ИСККОН (1991—2003)
В 1991 году Сухотра Свами был избран членом Руководящего совета — коллегиального органа управления Международного общества сознания Кришны.На этом посту Сухотра Свами курировал деятельность ИСККОН в таких странах, как Норвегия, Финляндия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Польша,Чехия, Словакия, Румыния, Болгария и Греция.Одновременно с этим он продолжал проповедовать и часто выступать с лекциями. С марта 1996 по март 1997 года Сухотра Свами исполнял обязанности председателя Руководящего совета ИСККОН. С марта 2003 года и до самой своей смерти Сухотра Свами был членом сформированного Руководящим советом консультативного комитета по шастрам,который занимался разрешением спорных философских и богословских вопросов.
Последние годы в Индии и смерть (2003—2007)
В 2003 году Сухотра Свами оставил свои обязанности члена Руководящего совета ИСККОН и стал проводить большую часть своего времени в Индии, одновременно продолжая проповедовать в Европе.В 2005 году он окончательно поселился в Маяпуре, Западная Бенгалия, посвятив себя литературной деятельности.Сухотра Свами умер 8 апреля 2007 года в Маяпуре, где в его честь в 2009 году был возведён индуистский мавзолей (самадхи).
После смерти Сухотры Свами, Киммо Кетола, один из самых известных финских учёных в области сравнительного религиоведения, отозвался о нём следующим образом:
Сухотра Махараджа был первым свами ИСККОН, у которого я взял интервью в ходе моих исследований. Я помню нашу первую встречу очень ясно. Позже, я встречался с ним несколько раз и мы провели много интересных бесед, которые дали мне очень много. По-моему, в его личности объединились основные ценности ИСККОН: широкое и глубокое философское понимание в сочетании с теплотой и истинно теистической духовностью. У меня осталось очень позитивное и тёплое впечатление о нём.
Литературная деятельность
В середине 1990-х годов Сухотра Свами занялся литературной деятельностью, написав шесть книг и ряд статей на тему вайшнавизма и философии веданты. Его последняя книга «Vedanta Psychology» была опубликована всего за несколько недель до его смерти. Книги Сухотры Свами переведены и изданы на многих языках мира, в том числе и на русском.
В книге «Apasampradayas: Deviant Vaisnava Sects», Сухотра Свами описал различные апасампрадаи, или секты, отколовшиеся от традиции гаудия-вайшнавизма в период после ухода Чайтаньи Махапрабху и до рождения Бхактивиноды Тхакура.В этой книге, Сухотра Свами также объяснил, как Бхактивинода Тхакур проповедовал против них.