Выделенные в качестве предмета изучения религиозные запреты рассматриваются в контексте пяти, в соответствии со своеобразной с авторской классификацией, «больших религий»: буддизма, даосизма, ислама, католичества, христианства. Книга написана коллективом авторов, в который вошли Чжу Юэли (главный редактор), Ма Лихуай (заместитель главного редактора), Дин Чанъюнь, Ма Сянь, Бао Чжиминь,Ши Шань, Ли Минь, Ли Байнянь, Ли И, У Якуй, Хоу Чунь, Нань Ла Чжа Си, Сюй Юйчэн. Они работают в различных религиозных объединениях, учебных заведениях, научно-исследовательских институтах, включая Шанхайскую академию наук и Юньнаньскую академию наук. Согласно с оценкой главного редактора, разрабатывая данную тему, все эти авторы вносят вклад в стабильность и единство китайского общества.
Китайский термин «цзиньцзи» истолковывается главным редактором этого издания в написанном им предисловии как «taboo» или «tabu», что позволяет перевести его на русский язык как запрет или табу .
Каждый раздел книги, соответствующий одной из пяти вышеперечисленных религий, представляет не только самостоятельную главу, но и, по сути дела, законченный исторический очерк. Он включает описание возникновения соответственно буддизма, даосизма, ислама, католичества и христианства и исторический опыт их существования в Китае и, наконец, содержание религиозных табу, дошедших до наших дней. Поскольку коллектив авторов руководствовался идеей бережного отношения к религиям, то и религиозные запреты освещаются корректно и без каких-либо авторских обобщений или сравнений.
Более широко проблема ставится в предисловии. Повторяя положения Конституции Китайской Народной Республики о свободе вероисповедания и равенстве всех национальностей, а также о свободе нацменьшинств сохранять или соблюдать свои обычаи, автор предисловия подчеркивает, что эти законодательные установки включают дух уважения к религиозным запретам (с.1).
Вместе с тем отмечается, что содержание религиозных запретов должно соответствовать государственным законам. Выражая мнение авторского коллектива, главный редактор считает, что ни религиозные запреты, ни национальные запреты не должны вести к нарушению закона, не должны влиять на стабильность общества или причинять вред правам его граждан. Ставя проблему религиозных запретов в непосредственную связь с национальной проблемой, Чжу Юэли высказывается в пользу того, что каждая национальность и каждая религия имеют свободу сохранять или изменять эти запреты.
Правительство же и его представители должны проявлять к ним уважение и не допускать вмешательства в их сферу, поскольку уважение к религиозным табу является условием сохранения национального единства (с.1). По автору, следует проявлять уважение не только к наиболее гибким религиозным табу, но и к тем, которые не имеют этого качества, а также к табу зарубежных религий (с.2).
В связи с фактами проявления экстремистских настроений, возникающих из-за неправильного понимания сути религиозных запретов, подчеркивается, что в эпоху, когда народ является хозяином, провоцирование распрей не ведет к национальному единству и стабильности общества... Главный редактор считает, что в настоящее время, которое характеризуется вступлением в информационную эпоху, в средствах массовой информации нельзя допускать нападок на содержание религиозных запретов, необоснованной критики в отношении религиозных табу и субъективных методов дедукции.
Имевшие место в последние 20 лет в средствах массовой информации наскоки на религиозные запреты приводили к протестам со стороны масс верующих и к дестабилизации ситуации в некоторых районах, создавая отрицательный резонанс со стороны внрующих.
Руководители издательств и информационных агентств должны усваивать уроки из подобных инцидентов (с.3). Переходя к изучаемой теме, Чжу Юэли пишет о том, что религия установила много запретов на то, какие слова нельзя говорить и какие вещи нельзя делать. Некоторые их этих запретов относятся к табу, а некоторые к ритуалу. Порядок и ритуал (ли) имеют как связь с табу, так и различия с ним. Что касается содержания этой книги, то часть его выходит за рамки религиозных запретов и относится в большей степени к порядку и ритуалу. Внимание к этому аспекту, в соответствии с авторскойточкой зрения, оказывает
помощь в более глубоком осмыслении религиозных табу.
книга
http://www.azur-east.ru/?p=48