Девять Неопровержимых Истин
Вопрос: Какие указания дал нам Господь Шри Чаитанйа Махапрабху?
Ответ: Он завещал нам неукоснительно следовать Девяти Постулатам, которые нисходят по Гуру-парампаре (Преемственности наставников) от Шри Мадхвачарйи.
Вопрос: В Ком берет начало Гуру-парампара?
Ответ: Ади-гуру, изначальным Учителем этой преемственности является Сам Бхагаван, Всевышний. По Своей милости, Он поведал Истину Брахме, первому стихотворцу (ади-кави). И дальше эти принципы были переданы от Брахмы Шри Нараде, от него к Вйасадеве, и затем постепенно проявили себя и в Мадхвачарйе. Так, эти Истины, именуемые Гуру-Парампара-упадеша, открывали себя всей преемственности наставников.
Вопрос: Каковы эти Девять Истин, провозглашенные Мадхвачарйей?
Ответ: Формулируются они следующим образом:
1) Бхагаван (Бог-Личность) - Единственная Абсолютная Истина, и нет иной;
2) Бхагаван - Цель познания всех Вед;
3) Мироздание реально;
4) Категорическое различие (между Богом, душой и материей) реально;
5) Души, по естеству своему, слуги Господа Хари;
6) Души различаются согласно их индивидуальному положению;
7) Освобождением может именоваться достижение лотосных стоп Бхагавана;
8) Беспримесное поклонение (амала бхаджан) Богу - единственный путь к подлинному освобождению;
9) Пратйакша (непосредственное восприятие), анумана (логическое рассуждение) и шабда (принятие духовного звука) - три аспекта доказательства истинности.
Бхагаван - Единственная Высшая Истина
Вопрос: Кто есть Бхагаван?
Ответ: Он Тот, Кто могуществом Его Собственной непостижимой для нас энергии (ачинтйа-шакти) источает бесконечное множество душ и всю материю, а затем входит в Свое творение как Ишвара-сварупа (Повелевающий Господь). Его Бытие в Брахма-сварупе (бесформенном всепроникающем сиянии) так же превосходит и души и материю. Более того, Бхагаван проявляет Свою Божественную энергию (пара-шакти) в аспектах вечности, знания и блаженства (сач-чид-ананда сварупа), и является единственной Целью самопредания всех душ.
Вопрос: Какими энергиями (шакти) обладает Господь?
Ответ: Пожалуй, мы не в состоянии исчерпывающе объяснить все энергии Бога, поскольку Его энергии безграничны, тогда как мы ограничены. Поэтому Его энергии мы именуем пара-шакти. Эти энергии не ощутимы для нас, однако, все дела вершатся по ту сторону материи, в царстве Божественной пара-шакти. Пара-шакти одновременно управляет и сферой духа и сферой материи.
Вопрос: Следовательно Бхагаван подчиняется шакти и зависит от нее?
Ответ: На самом деле, неверно полагать, что Бхагаван - одно, а Его шакти - нечто совершенно иное. Как жар огня не отделим от самого огня, так и шакти Бога не отделима от Бога.
Вопрос: Если Бхагаван Един и нет Истины превыше Его, почему Шри Чаитанйа Махапрабху учил Своих последователей именно Кришна-бхакти, преданности Кришне?
Ответ: Бхагаван вечно обладает шестью достояниями: богатством, могуществом, славой, очарованием, знанием и отреченностью. Бхагават-сварупы (Формы Божества) проявляют в Себе, соответственно, различное соотношение этих качеств. К примеру, когда в Божестве главным образом проявлено Его безграничное богатство, значит Господь проявляется как Нарайана, Владыка Вайкунтхи, когда же в проявлении Господа явно доминируют красота и очарование - это Шри Кришна Вриндавана. И именно Шри Кришна является высочайшим проявлением Бхагавана.
Вопрос: И сколь много существует проявлений Господа?
Ответ: Все Его проявления сверхсознательны, в высшей степени прекрасны, преисполнены святым блаженством, всепривлекающи, источающие жизнь и воспринимаемы лишь бескорыстной любовью. Как вечно существует бесчисленное количество душ наделенных различными природными качествами, так же вечно существует безграничное множество различных проявлений Всевышнего. И различные души вечно привлекаются, соответствующими их естеству, проявлениями Бога. Но лишь Свайам-Бхагаван Шри Кришна вечно и безгранично исполнен совершеннейшим блаженством.
Вопрос: Что понимается под Кришна-лилой?
Ответ: Среди безбрежного разнообразия Царств сокровенного духовного мира, наиболее чарующее и захватывающее - Шри Вриндаван. Там Сач-Чид-Ананда Шри Кришна проявлен как Шри Шри Радха-Кришна и наслаждается вечной Лилой. И как только наиболее удачливые души возрождаются в чистом чувстве Божественной Любви в мировосприятии служанок Шри Радхи, они получают доступ в мир вечных Развлечений Шри Кришны.
Вопрос: Что относится к препятствиям на пути к погружению в Кришна-лилу?
Ответ: В общем можно выделить две категории серьезных помех на этом пути: 1) материалистический менталитет (джада-буддхи) и 2) имперсональное, освобожденческое отношение к духовному (нирвишеша-буддхи).
Вопрос: Что понимается под материалистическим менталитетом?
Ответ: Материальное сознание самоограничено материальным временем, пространством, объектами, стремлениями, мыслями и действиями. На пример, согласно материалистическому менталитету, Шри Вриндавана Дхама - обычный клочок материи. Время воспринимаемое таким менталом делится на прошлое, настоящее и будущее. Все воспринимаемые объекты - тленны, а все устремления основаны на мимолетных чаяниях, как то, достижение иных планет и т.п. В подобном умонастроении живое существо способно оперировать лишь грубыми материальными идеями. Поэтому ценным такому существу видится лишь нечто преходящее, вроде развития цивилизации, моральной этики, развития науки и промышленности, или семейного процветания.
Вопрос: А что тогда означает «имперсональное» сознание?
Ответ: Фундаментальный принцип материального бытия именуется вишеша, разнообразие основанное на различении материальных качеств. Так вот, если человек лишь отвергает подобный образ мышления, то он оказывается в мире нирвишеши, однородности. Теперь он не воспринимает материальное разнообразие, но, достигнув нирвану, он теряет себя и растворяется в Брахмане. И в этом нет никакой радости, поскольку вечно сознательное живое существо в таком обезличивании теряет по естеству присущее ему блаженство и лишается возможности вкусить Прему, высочайшую Любовь к Господу. Вечная Лила Бога, хотя и несомненно вне мира материи, тем не менее, Она исполнена духовносознающим разнообразием (чин-майа-вишеша).
Вопрос: Но если Деяния Господа превыше материи и вне ее, как же тогда Шри Кришна проявил Свою Лилу на материальной Земле в конце Двапара-йуги?
Ответ: Кришна-лила, без всяких сомнений, трансцендентна по отношению к материи, но, благодаря могуществу Своей непостижимой энергии (ачинтйа-шакти), Господь способен являть Свои Деяния в материальном мире. Проявляясь здесь, в мире материи, Деяния Шри Кришны никогда не смешиваются с материей и не подчиняются ее законам. Деяния Господа относятся к двум категориям: Праката (проявленные в материальном мире) и Апраката (проявленные только в духовном мире), но обе категории обладают природой вишуддха-чинмайи, неоскверненного Божественного сознания. Сокровенная Лила Шри Кришны происходит в самом священном и почитаемом Царстве Вайкунтхи, в лесах Вриндавана, а затем, по милости Господней, Она проявляется в материальном мире и в сердцах живых существ могуществом ачинтйа-шакти. Однако, когда Кришна-лила являет Себя в мире материи, души ослепившие себя материалистическим сознанием (джада-буддхи) оказываются одураченными, ибо расположенность к материи наделила их ложным восприятием. Если же они, словно мошенники Джагай и Мадхай, жившие во времена Махапрабху, освободятся от влияния джада-буддхи, они смогут узреть эти Истины. Очистившись от искажающего правду мирского восприятия, души получат возможность погрузиться в мир Божественных Деяний. Но покуда джива не сознает Кришна-таттву (истинную природу Бога), она не в состоянии вкусить расу, святое чувство к Господу.
Вопрос: Понятие Кришна-таттвы относится к религиозным принципам Вайшнава-дхармы... Но что вы скажете о людях относящих себя к иным вероисповеданиям?
Ответ: Различные учения содержат различные наставления относительно поклонения Ишваре (Господу-Владыке), Параматме (Господь присутствующий в сердце каждого) или же Брахману (Всепроникающий аспект Бога), однако все эти аспекты поклонения Богу находят свое высочайшее и совершеннейшее проявление именно в Кришна-таттве. Пройдя определенные этапы своей духовной эволюции, дживы в конце концов приходят к Кришна-бхакти, (той преданности Богу, которая даруется именно Шри Кришной и направлена именно на Него). И хотя многие дживы ступили на тот или иной несовершенный и неполный путь духовного восхождения, все-таки жизнь в преданности Кришне остается для них досягаемой, поскольку осознание Кришна-таттвы присуще естеству каждого живого существа.
Бхагаван - Цель Познания Всех Вед
Вопрос: Как возможно постичь Истину о Боге, Бхагавата-таттву?
Ответ: Она осознается душой как самоочевидная Истина (сватах-сиддха-джнана).
Вопрос: Что значит, самоочевидная Истина?
Ответ: Знание связано с двумя аспектами: самоочевидным, или самопроявленным (сватах-сиддха), и зависящим от чувственного восприятия (индрийа-паратантра). Самоочевидное знание - это Истина по самому естеству присущая чистой душе. Оно столь же вечно, как вечен Мир Божественного, и именуется оно веда или же амнайа. Вместе с обусловленными душами самоочевидная Истина как чистое знание проявилась в этом мире как Рк, Сама, Йаджух и Атхарва (Веды). А то знание, которое живое существо получает, используя материальные чувства, называется индрийа-паратантра.
Вопрос: Можно ли постичь Бхагавата-таттву силами индрийа-паратантра-джнаны?
Ответ: Конечно, нет! Бхагаван, Всевышний Господь вне досягаемости возможностей чувств мира материи, почему Он и именуется Адхокшаджа. И чувства и идеи обретенные в мире материи вечно далеки от надмирной Бхагавата-таттвы.
Вопрос: Если Бог достижим благодаря самопроявленному знанию, значит мы можем придти к Нему силами того самопроявленного знания, которое уже имеем в самой душе... Зачем же нам изучать еще и Ведические Писания?
Ответ: Веда, несомненно, присутствует в чистой душе как сватах-сиддха-джнана, однако, в зависимости от степени обусловленности живого существа невежеством мира материи, в ком-то это знание может до некоторой степени проявиться спонтанно, а в ком-то оно будет оставаться сокрытым. Чтобы пробудить души из тьмы забвения этой самоочевидной Истины, Веда являет Себя в материальном мире как Книга, Которую можно изучать, читать, слушать.
Вопрос: Мы слышали, что Бхагаван постижим лишь преданностью Ему, Бхакти. Если это так, то как же можно утверждать, что Он постижим знанием (джнаной), пусть даже самоочевидным (сватах-сиддха-джнаной)?
Ответ: Но ведь «сватах-сиддха-джнана» - это всего лишь другое название Бхакти. Когда обсуждается Слово открывающее Высшую Истину (Пара-таттву), некоторые называют Его знанием (джнаной), а некоторые преданностью (Бхакти).
Вопрос: Тогда почему в Бхакти-шастрах (Писаниях Преданности) джнана осуждается?
Ответ: Бхакти-шастры с великим почтением относятся к сватах-сиддха-джнане, но, вместе с тем, любые другие виды джнаны они описывают как мирское непотребство. Подобная джнана делится на два аспекта: индрийа-паратантра-джнана (знание основанное на чувственном восприятии), и нирвишеша-джнана (знание о бесформенности и безличии), которое отличается от предыдущего по сути лишь тем, что отвергает его.
Вопрос: Все Писания говорят о карме (деятельности ради плодов), джнане (умственном знании) и Бхакти (бескорыстной преданности Богу). Каким из этих путей постигается Бхагавата-таттва?
Ответ: Изучив заключения Вед, обнаруживаем, что все они провозглашают: Нет ничего помимо Бхагавана и нет ничего стоящего изучения помимо Него. Принцип кармы (плодотворной деятельности) описанный Ведами, в высшем своем проявлении, устремляет живое существо к Бхагавану. И когда обретшая чистоту джнана приносит свои плоды, душа освобождается от двойственности приносимой как вишеша-джнаной (знание основанное на наслаждении материальным разнообразием), так и нирвишеша-джнаной (знание основанное на отвержении материального разнообразия), и устремляется на поиски Бхагавана. Однако жизнь в Бхакти естественно приводит к непосредственному Родству с Бхагаваном. Поэтому мы и говорим: что бы ни описывали Веды, в конечном итоге единственная их Цель - Бхагаван.
Мироздание Реально
Вопрос: Множество людей утверждают, что вселенная иллюзорна, что она всего лишь творение Майи (иллюзии)... Так ли это на самом деле?
Ответ: Вселенная временна, преходяща, но все же реальна. Два критерия: «реальное» и «вечное» следует разделять по смыслу, нельзя подразумевать под ними одно и тоже. Материальное мироздание не вечно, ибо в свое время, согласно воле Бога, оно будет разрушено, и тем не менее оно является очевидной реальностью, а не обманчивым воображением. И хотя Писания иногда говорят, что вселенная ложна, следует понимать, что речь идет о преходящести и тленности материальной природы.
Вопрос: Какова природа Майи?
Ответ: Божественная энергия Бхагавана (пара-шакти) проявляется во множестве аспектов, и прежде всего как: чит (сознание), джива (индивидуальная душа, живое существо) и майа (иллюзорная энергия). Своей чит-шакти Господь проявляет Свои Божественные Формы и Деяния. Из Его джива-шакти исходит бесчисленное множество атомов сознания, живых существ, а майа-шакти проявляет материальную вселенную. Конечно, то что порождено майей, временно, однако пока оно существует, оно реально.
Категорическое Различие (бхеда) - реально
Вопрос: И Бхагаван и джива описываются как сознание, так их отличие реально или вымышлено?
Ответ: Сознание Бхагавана всепроникающе (вибху-чаитанйа), тогда как сознание дживы ограничено и бесконечно мало (ану-чаитанйа). Следовательно различия между Богом и душой отнюдь не воображаемы. Бхагаван повелевает Своей майа-шакти, а джива подвержена влиянию майа-шакти.
Вопрос: Какие типы или категории отличий (бхеда) существуют на самом деле?
Ответ: Вйавахарика-бхеда и таттвика-бхеда.
Вопрос: Что означает «вйавахарика-бхеда»?
Ответ: Сущность вйавахарика-бхеды можно проиллюстрировать на примере отличия между глиняным кувшином и куском ткани. По виду они, конечно, разнятся, но у них общий первоисточник - земля, почва. Находясь в своем первоисточнике, в земле, они ничем не отличались друг от друга. И подобное различие именуется «вйавахарика-бхеда».
Вопрос: А что собой представляет таттвика-бхеда?
Ответ: Это когда два объекта отличаются и по функциональным способностям и по источнику происхождения.
Вопрос: А к какой категории относятся отличия дживы и Бхагавана?
Ответ: К таттвика-бхеда.
Вопрос: Почему?
Ответ: Потому что никогда и ни при каких условиях джива не может стать равной Бхагавану.
Вопрос: Как тогда понять утверждение Писаний «тат-твам-аси» (ты есть То)?
Ответ: Великий мудрец Шветакету объяснил это изречение следующим образом: «ты есть вечная душа, не рожденная материей, но явленная из Сознания (чаитанйи)». Так что эти слова вовсе не указывают на высшее всепроникающее Сознание.
Вопрос: Означает ли это, что утверждения Писаний относительно тождества дживы и сияния Брахмана не применимы к реальности?
Ответ: С точки зрения души, отличие души и Брахмана вечно, но с точки зрения Брахмана, вечно их тождество. Посему и различие и тождество (бхеда и абхеда) вечны и истинны.
Вопрос: Как понять столь противоречивое заключение?
Ответ: Могуществом Божественной ачинтйа-шакти даже, казалось бы, противоречивые истины существуют в совершенной гармонии. И только ограниченный интеллект джив обнаруживает для себя нечто невозможное.
Вопрос: Но почему тогда повсюду слышно порицание философии Тождества?
Ответ: Исповедующие истинное понимание Тождества, провозглашают что Различие так же вечно, и потому они приходят к непогрешимой Истине ачинтйа-бхедабхеда, одновременному Тождеству и Различию. Те же, кто проповедует только бхеда (Различие) или же только абхеда (Тождество) осуждаются за одностороннее видение Истины.
Вопрос: Кто стоит на позициях абхеды (Тождества)?
Ответ: Нирвишеша-вади признают только Тождество, тогда как савишеша-вади проповедуют вечность Различия и не признают абсолютистский принцип абхеды.
Вопрос: А кто приемлет принцип савишеши?
Ответ: Все Вайшнавские сампрадайи (последовательности учителей, объединенных определенным восприятием сиддханты).
Вопрос: А сколько существует Вайшнавских сампрадай?
Ответ: Есть четыре основных Вайшнавских доктрины: Дваита, Вишиштадваита, Дваитадваита, Шуддхадваита.
Вопрос: И в них имеются какие-то онтологические противоречия?
Ответ: Нет, нет... Никаких фундаментальных противопоставлений друг другу в них не содержится. Последователи каждой из них признают савишешу, то есть веруют в вечное Различие, и отвергают философию кевала-абхеды (абсолютное Тождество). Вайшнавы из каждой сампрадайи привлечены Господом и верой принимают бытие Господней Бхагават-шакти.
Приверженцы школы дваиты провозглашают учение абсолютной адваиты (недвойственности, или иначе Тождества) сплошным обманом, поскольку твердо веруют в вечность принципа Различия. Этого принципа придерживался и Шри Мадхвачарйа.
Вишиштадваита-вади утверждают, что все существующее наделено своими особыми качествами и потому абсолютное Тождество (адваита) невозможно. Дваитадваита-вади весьма бескомпромиссны в своих высказываниях, которые безжалостно разоблачают обманчивость заключений последователей философии адваиты.
Доктрина шуддхадваиты также отвергает философию абсолютного Тождества и утверждает свои постулаты на основе принципа вечного существования различных качеств. Так что, как видим никаких противоречий в этих четырех Вайшнавских сампрадайах нет.
Вопрос: А почему тогда Шри Чаитанйа Махапрабху принял именно доктрину Мадхвачарйи?
Ответ: Доктрина Мадхвачарйи находится в наиболее бескомпромиссном и жестком противостоянии с заблужденческой философией недвойственности. И поддержав ее, Махапрабху отбросил далеко назад идеи абсолютного Тождества Шанкарачарйи. Так что, приняв сторону Мадхвачарйи, Чаитанйадев принес великое благо и защиту от стремительного натиска пагубного влияния века Кали всем душам этого мира. Но поступив так, Он вовсе не принизил значимость и возвышенность трех других сампрадай, ведь они честно и истинно исповедуют идею савишеша-вады (вечного Различия), а значит также несут обитателям мира вечное благо.
Душа - Служанка Шри Хари
Вопрос: Какова нитйа-дхарма (вечная природа, естественное положение) души?
Ответ: Нитйа-дхарма души - бескорыстное служение Шри Кришне.
Вопрос: А как душа оказывается в неестественном для нее положении?
Ответ: Душа падает в подобное положение по двум причинам: во-первых, когда она приемлет идею абхеды, Тождества и устремляется на поиски растворения в нирване, а, во-вторых, когда она стремиться стать искусной в получении наслаждений.
Вопрос: Почему вы относите подобные устремления живого существа к неестественным?
Ответ: Природа дживы - вечное сознание, и только то, что также относится по естеству своему к вечному сознанию, может даровать душе ананду (восторг) и прити (любовную устремленность). Имперсоналистические идеи нирвишеша-вады не в состоянии одарить душу блаженством, поскольку их целью является аннулирование души как реальной личностной субстанции. Мировоззрение материалистической вишеша-вады и вовсе не признает существование вечной души. Посему стремление души в любом из этих направлений неестественно и пагубно для нее.
Вопрос: Кого можно отнести к искателям материального счастья?
Ответ: Людей, которые запутались в водовороте кармы (деятельности ради материальных плодов) и утратили способность сознавать реальность в бесконечной череде действий и реакций. Теперь они лишь рыщут в поисках «будущего счастья».
Вопрос: А кто из них стремится к власти и влиянию в мире материи?
Ответ: Те, кто достигли больших высот в практике мистической йоги, склонны таким образом пожинать плоды своей мистической практики.
Вопрос: Что же остается душе, если вы отметаете и материальные удовольствия и упокоение в нирване?
Ответ: Найти себя в естественном для нее духовном блаженстве. А эти, так называемые, упокоение и удовольствие - просто условности материи. Тогда как об осознании душой ее естества и вкушении вечного блаженства подобного не скажешь.
Вопрос: А каково это осознание душей ее естества?
Ответ: Джива, измученная своими тесными контактами с материей, укрепляя чувство родства с Кришной, вкушает все больше высочайшего блаженства, которое свойственно ее природе.
Различия в Положении Джив
Вопрос: Все дживы одинаковы в своем положении, или же они как-то разнятся меж собой?
Ответ: Между дживами существуют определенные различия.
Вопрос: И как много различных положений души могут занимать?
Ответ: Одни души живут в мире Реальности в своих вечных духовных обликах, тогда как иные обитают во снах своих материальных устремлений.
Вопрос: А что это за материальные устремления души?
Ответ: Отвернувшись от Кришны, дживы начинают видеть в материальных объектах нечто привлекательное для них.
Вопрос: Почему души не остаются в естественном для них положении, свободном от материальной ориентации?
Ответ: Те души, которые не принимают ничего помимо, естественного для них, служения Господу как своего вечного призвания, никогда не изменят своей духовной ориентации. Их влечение к Кришне бессмертно. Но те, кто, соблазнился идеями эгоизма и отправился на поиски собственного счастья, естественно, очутились в казематах мира материи, мира майи.
Вопрос: Было бы хорошо, если бы Кришна защитил души от возможности совершить подобную ошибку... Почему же Он не сделал этого?
Ответ: Я вам так отвечу: Господь Кришна, проявив дживу, наделил ее независимостью, то есть дал ей свободный выбор между любовным служением Ему и забвением Его ради эгоистических алканий самой дживы. Если джива неправедно пользуется своей свободой, ее сварупа (вечная естественная форма) низвергается сферу отупляющей материи. В таком глупом положении, душа не может ощущать блаженство истинно духовной свободы, того безбрежного счастья, свойственного бытию души в чистом сознании.
Вопрос: Что есть «сварупа» дживы?
Ответ: Джива состоит из чит (духовного сознания) и живет анандой (духовным блаженством), такова ее дхарма (т.е. таково ее естество, ее религия и ее чистое бытие).
Вопрос: А есть ли отличия в положении душ, пребывающих в своем естественном состоянии?
Ответ: Да. Поскольку в духовном мире проявлено пять нитйа-рас (вечных близких взаимоотношений с Господом), соответственно, сварупа дживы относится к одному из этих пяти типов расы.
Вопрос: Каковы эти пять типов расы?
Ответ: Шанта (нейтральное отношение к Бхагавану), дасйа (прислуживание Господу), сакхйа (дружеские и братские чувства), ватсалйа (родительская забота о Господе) и шрингара-раса (чувства возлюбленных).
Вопрос: Пожалуйста, объясните несколько подробнее эти пять проявлений нитйа-расы.
Ответ: Влечение к Кришне, в котором отсутствует какое-то определенное близкое отношение к Нему, именуется шанта-рати. Если привязанность к Господу наделена близкими личностными взаимоотношениями, но при этом окрашена благоговением пред Богом и трепетной почтительностью, то такие отношения называются дасйа-рати. Когда же влечение к Кришне становится еще более близким и доверительным, и в тоже время в нем исчезает благоговейный трепет перед Господом, тогда проявляются дружеские отношения с Кришной, сакхйа-рати. Привязанность к Шри Кришне основанная на сокровенных личностных отношениях, пропитанных заботливой любовью и нежной тревогой именуют ватсалйа-рати. А то влечение к Господу, которое живет близостью возлюбленных, и в которой безраздельно царствует святая красота духа, есть шрингара-рати.
Вопрос: Можно ли выделить в Божественной Любви составляющие ее аспекты?
Ответ: Любовь эта живет четырьмя составляющими: вибхава (качества усиливающие любовь); анубхава (проявляемая в тринадцати типах протекания транса); саттвика (восемь наиболее интенсивных проявлений экстаза); вйабхичари (проявляется в тридцати трех сопутствующих видах переживания любви). Подчиненное Божественной воле, единение этих четырех составляющих, постоянно усиливает переполняющую сердце преданного вечную любовь к Господу.
Вопрос: Какие существуют стадии обусловленности сознания живого существа?
Ответ: Их можно обобщить в три категории: живые существа, у которых сознание вообще не проявлено, как, например, деревья или трава; существа со сжатым, очень ограниченным сознанием (животные, птицы и т.д.); и существа с только развивающимся сознанием, к последним можно отнести людей, которые далеки от Бхакти.
Вопрос: А как можно разделить джив на категории по степени их порабощенностью материей и свободы от этого рабства?
Ответ: Здесь опять-таки существует три категории: Нитйа-мукта (вечно свободные от влияния материи души); Баддха-мукта (те, которые живут в мире материи, но не ослеплены иллюзией); и Нитйа-баддха (существа полностью погрязшие в материальной иллюзии).
Вопрос: Кто относится к категории нитйа-баддха?
Ответ: Как мы уже говорили, существа с не проявленным сознанием, с очень ограниченным сознанием, и те, чье сознание только вступает в стадию полноценного развития.
Вопрос: А кого вы относите к баддха-мукта?
Ответ: Тех, чье сознание уверенно прогрессирует, например начинающих садхана-бхакт, а так же джив с полноразвитым сознанием, то есть Вайшнавов с сознанием постоянно вкушающим чистую любовь к Богу (стхайи-бхава-вайшнавов).
Вопрос: В каком мире живут нитйа-баддха-дживы и баддха-мукта-дживы?
Ответ: В материальном мире.
Вопрос: А где живут нитйа-мукта-дживы?
Ответ: В духовном мире Вайкунтхи.
Вопрос: Кого можно отнести к существам с зачаточным развитием сознания?
Ответ: Существует множество различных групп таких существ, но мы обобщим их в шесть основных: 1) Нецивилизованные племена абсолютно невежественных людей, такие как пулинды (аборигены островов) и шабары (горные племена); 2) те, до кого докатилась цивилизация в виде прогресса науки и производства, но которые лишены искренней веры в Бога и не имеют представлений о подлинных духовных благах, к ним относятся млеччхи (питающиеся плотью высокоразвитых существ); 3) не знающие Всевышнего Господа, но преклоняющиеся пред Его творением, как буддисты; 4) образованные люди, исповедующие довольно-таки сложные философские принципы, но поклоняющиеся воображаемым «богам» ради каких-то временных благ, как, например, карма-канди; 5) общество исповедующее веру в Творца, но не питающие к Господу чувства безоговорочной преданности; 6) и наконец, те, кто принимают путь нирвишеша-вады, стремящиеся к Тождеству, к слиянию со всепроникающим Брахманом, как джнана-канди.
Вопрос: Как можно обобщить сравнительную градацию трех типов сознания?
Ответ: Этап развития из не проявленного сознания в развивающееся сознание, можно классифицировать согласно степени стремления живого существа к посвящению себя Господу, а что касается уже практикующих садхак и совершенно-сознательных Вайшнавов утвердившихся в бхаве, то категории их превосходства итак очевидны.
Подлинное Освобождение - Это Достижение Лотосных Стоп Шри Кришны
Вопрос: Какие существуют виды мокши (освобождения)?
Ответ: Их пять: салокйа (жизнь в одной обители с Господом); саршти (обретение таких же богатств, которыми обладает Господь); самипйа (пребывать в обществе Господа); сарупйа (получить облик схожий с Обликом Господа); сайуджйа (слияние с сиянием Тела Господнего). Следует заметить, что стремление к сайуджйа-мукти - всего-навсего извращенческая, ошибочная идея последователей нирвишеша-вады (философии Тождества), но ослепленные иллюзией живые существа, к сожалению, не считают ее ошибочной. С позиции Самого безличного Брахмана, растворение в Нем есть одна из форм совершенства, однако, когда душа утверждается в совершенном сознании одновременного единства и различия, аспект единства, Тождества (как цель) теряет свою привлекательность.
Вопрос: Так каково же подлинное освобождение?
Ответ: Только обретение прибежища у святых стоп Господа Кришны является настоящим освобождением живого существа!
Вопрос: Почему?
Ответ: Потому что, основанное на беспримесной любви, принятие прибежища у лотосных стоп Кришны моментально освобождает душу от какого бы то ни было влияния материального мира. Существование в других видах освобождения - лишь временное положение для живого существа, ибо, спустя некоторое время, когда иссякнет накопленное сукрити (благо, обретенное в ходе благочестивой или духовно